Постоянный представитель РФ при Евросоюзе Владимир Чижов заявил, что уходящий 2015 год можно назвать одним из наиболее сложных, если не самым сложным, в почти четвертьвековой истории отношений Россия-ЕС. По словам дипломата, его можно также считать годом упущенных возможностей.
"К сожалению, те сложности, которые не российской стороной были созданы в наших отношениях, не были преодолены в течение года, и это не могло не препятствовать нормализации этих отношений, что было и остается нашей целью", - отметил он.
При этом, по мнению постпреда, "описывать этот год однозначно черной краской было бы, наверное, не вполне точно". "Кое-что в нашем диалоге удалось сохранить", - полагает Чижов. Еще более важным он считает наметившиеся "определенные признаки пусть пока еще не поворота, а скорее осознания необходимости восстановления партнерства в полном объеме". "Не возврата к прежнему в формате business as usual, а к воссозданию обновленного партнерства на равноправной основе, на основе уважения взаимных интересов и общего понимания стратегических перспектив сотрудничества", - цитирует постпреда "Интерфакс".
Чижов указал, что уходящий год может запомниться также тем, что впервые "за период со времени вступления в силу в 1997 году соглашения о партнерстве и сотрудничестве, когда у нас не состоялось ни одного саммита Россия-Евросоюз при положенных двух".
Он негативно оценил эту ситуацию, подчеркнув, "что со времени последнего, 32-го саммита прошло уже почти два года, потому что он имел место в январе 2014 года".
Глава российской дипломатической миссии при ЕС с сожалением констатировал, что "в плане реального диалога на высшем уровне" 2015 год "был годом упущенных возможностей".
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший научный сотрудник Центра европейских исследований МГИМО(У) МИД РФ Владимир Оленченко отметил, что, подводя итоги отношений между Россией и Европой в 2015 году, "надо исходить из того, что в этом году действовал санкционный режим". "Он был введен не по инициативе России, а по инициативе Евросоюза, точнее той группы стран в ЕС, которые не заинтересованы в развитии отношений. Но он был продлен в этом году, как вы знаете. Соответственно, с нашей стороны были введены ответные меры, которые официально именуются "защитными мерами", Это действительно так. Это защитные меры против реакции, попыток вернее оказать какое-то влияние на экономические связи. С этой точки зрения негатива, конечно, много", - сказал он.
"Что касается упущенных возможностей, то да, действительно - они упущены. Дело в том, что отношения у нас большей частью экономические, чем политические, а экономика, как известно, зиждется на получении каких-то экономических выгод А эти выгоды были в том товарообороте, который был между Россией и ЕС. В этой сфере произошло серьезное, более чем на треть, падение. Конечно, это отрицательный момент", - добавил эксперт.
Однако, по мнению Оленченко, не все совсем плохо. "С другой стороны, есть и тенденция в сторону выправления ситуации. Я считаю позитивным то, что ряд стран начинает уже публично заявлять о необходимости выправления ситуации. К ним я отношу Грецию и Италию. Частично с этим соглашается Франция. Почему это важно? Дело в том, что раньше мы слышали только голоса, направленные на ужесточение позиции. Это известные пять стран: Великобритания, Польша и страны Балтии - Латвия, Литва, Эстония. Сейчас мы слышим уже голоса тех, кто не просто высказывает сомнения, а предлагает все-таки рассмотреть какие-то конкретные шаги. Это я вижу в позитиве", - отметил он.
"Позитивно, что сейчас в конце года должен состояться саммит ЕС, и соответственно, может быть рассмотрен вопрос о продлении или непродлении санкций против России. Тут интересен механизм. Дело в том, что один из таких известных русофобов, бывший председатель Евросоюза Жозе Мануэл Баррозу, добился того, что вопрос санкций рассматривался не столько на саммитах, сколько на уровне постоянных представителей. Это структура, действующая в Брюсселе, где присутствуют представители от всех стран-членов. И на них рассматриваются текущие вопросы. Соответственно, получилось по его инициативе, что вопрос санкций против России приобрел рутинный характер, рассматривался на уровне постоянных представителей", - напомнил Оленченко.
"Сейчас, в конце года, опять пытались это рассмотреть, но здесь Италия проявила политическую волю, она отказалась рассматривать на совете постоянных представителей, поставила вопрос о том, что он должен рассматриваться на саммите. Саммит – это встреча руководителей, глав государств стран, входящих в ЕС. Поэтому, если говорить о позитиве, то я сказал бы, что происходит определенное отрезвление в Евросоюзе от того угара, который мы наблюдали в 2014 году и в начале 2015 года. И одновременно происходит фрагментация государств, то есть разделение на государства, которые традиционно, независимо от того, что происходит в мире, всегда стояли на позициях такой русофобии, и государства, которые заинтересованы в поддержании нормальных отношений с Россией", - считает политолог.
Что касается будущего, то он отметил: "следующий год, конечно, будет насыщенный". "Это выборы в США, а весной 2017 года – выборы во Франции и выборы в Германии. Соответственно, оба эти фактора будут оказывать очень сильное влияние. И, безусловно, все претенденты на участие в выборах будут использовать российский фактор. Поэтому сказать, чья точка зрения пересилит сейчас, наверное, затруднительно, поскольку предвыборная борьба чревата разными поворотами, разворотами. Опять же повторюсь, что мы заинтересованы в возобновлении переговоров", - пояснил эксперт.
"Здесь, конечно, если выйти за рамки Евросоюза, то надо учитывать то, что, скажем так, в соперничество с Евросоюзом сейчас вступило НАТО. НАТО сейчас пытается определять политику в целом Европы и России. А Евросоюзу как бы оставляет возможность соглашаться с этим. Возьмите последние шаги по предложению о включении Черногории, а до этого решение о размещении дополнительных военных контингентов непосредственно на границах с Россией в странах Балтии, в Польше, в Румынии. Безусловно, здесь Евросоюзу помимо внутренних трений приходится преодолевать и фактор НАТО. Как ни странно, но получается, что есть две организации, которые претендуют на то, чтобы определять в целом взаимоотношения России и Европы. НАТО, безусловно, играет негативную роль, а вот в деятельности Евросоюза присутствует здравомыслие, и хотелось бы надеяться, что фактор ЕС окажется сильнее, чем фактор НАТО", - резюмировал Владимир Оленченко.