Что мешает российско-китайским деловым связям

5 сент. 2016 г. в 00:30
945
 

Вчера на полях Восточного экономического форума Владимир Путин встретился с перспективными инвесторами Дальневосточного федерального округа. На встрече речь шла, в частности, о расширении сотрудничества с Китаем. "Мы не просто думаем над этим, а мы осуществляем ряд проектов в приграничных территориях в строительстве дорог, мостов и будем это делать дальше, даже не сомневайтесь – будет работа", - заверил Путин.

"В Амурской области строится мост между Благовещенском и Хэйхэ, в прошлом году подписано межправительственное соглашение. Сейчас ищем совместно с Фондом Дальнего Востока инвесторов, в том числе с китайской стороны. Что касается железнодорожного моста в Еврейской автономной области Нижнеленинское – Тунцзян, то проект стартовал с нашей стороны в этом году, и мы надеемся, что войдем в график и в 2018 году он будет введен в эксплуатацию", - рассказал министр транспорта Максим Соколов.

В свою очередь, китайские предприниматели призвали российские власти больше внимания уделять пропаганде того, что в России можно работать, чтобы больше китайских бизнесменов знало о тех возможностях, которые здесь открываются, в том числе о низком курсе рубля.

Профессор, директор Центра Азии и Тихоокеанского региона Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС Наталья Печерица согласна с тем, что основным препятствием для развития бизнеса с Китаем является недостаток информации: "В результате санкций большинство компаний, которые работали с европейскими странами, повернулись в сторону Китая. Но правила игры в работе с Китаем и проведения внешнеэкономической деятельности с Китаем совершенно иные. Это одна из причин снижения товарооборота. Конечно, основное, это курс рубля-доллара, неплатежеспособность российских компаний, падение доверия со стороны китайских производителей, поставщиков, мерчендайзеров  в отношении российских компаний".

Наталья Печерица привела в пример размещения заказов на производствах Китая: "Если раньше требовалась оплата 30 на 70, то теперь китайцы просят 100%, стопроцентную предоплату. А поскольку это все-таки малый и средний бизнес, и платежеспособность оборотных денег у российских компаний резко сократилась в связи с кредитной политикой, в связи с финансовой политикой нашего государства, то большинство компаний прекратило свое существование как таковое".

Кроме того, российские предприниматели слишком плохо знают Китай и правила ведения бизнеса с Китаем, а китайская сторона не очень знает, как вести бизнес с Россией, вообще мало знает о России. "Если брать юг Китая, в особенности Гонконг, то знания предпринимателей этого региона базируются на британской прессе. Поэтому недостаток этой информации и ведет к резкому снижению товарооборота. Завтра на саммите G20 в Китае будут подниматься топовые вопросы, но есть исполнители, принятие высоких решений спускается вниз. На нижнем уровне как раз возникают самые большие сложности. Можно декларировать очень красивые вещи, можно заявлять, что мы боремся с рисками, разрабатываем программу, но кто будет исполнять внизу? Необходимо принятие решений даже не на уровне правительств, а все-таки на межпровинциальном, межгородском уровне. Или создание совместных институтов. Были попытки создать институт ШОС, российско-китайскую бизнес-школу, но они заканчивались пока ничем, к сожалению", - посетовала Печерица.