Напомним, в конце июля на римской вилле Медичи, где расположена Французская академия искусств, была представлена сенсационная находка – картина Рембрандта «Поклонение волхвов». На симпозиуме, созванном по этому случаю, при большом стечении искусствоведов и журналистов авторитетные эксперты утверждали и доказывали, что находка – подлинник. А прежде считалось, что подлинником владеет Эрмитаж. ZOND попросил Эрмитаж прокомментировать это противоречие. Ответ пришел быстро, приводим его без купюр: «Глубокоуважаемые коллеги! Мы не можем комментировать выступление на симпозиуме в Риме и заявление о подлинности представленной картины «Поклонение волхвов» – в Эрмитаж не были предоставлены результаты проводимых исследований картины. Что касается эрмитажной картины «Поклонение волхвов» – мировым музейным сообществом признано, что это подлинная работа Рембрандта».
Официальные ответы, изложенные на бумаге, всегда порождают вопросы. И эта ситуация не исключение. Первый вопрос – к Эрмитажу: «Если ваше «Поклонение волхвов» – подлинная работа Рембрандта, то как объяснить подпись под картиной «Школа Рембрандта. Поклонение волхвов. 17-й век. Холст, масло. 71х65,8 см»?
Второй вопрос – к Французской академии искусств: «Почему об уникальной находке не сообщили в Эрмитаж и почему его сотрудников не пригласили на презентацию такого шедевра?».
Пока версия Эрмитажа выглядит убедительнее. Бытование «Поклонения волхвов» из его коллекции отчетливо прослеживается на протяжении более 200 лет. В XVIII веке картина значилась за семьей Паскевичей – старинный дворянский род. Самый именитый Паскевич – Иван Федорович, граф, генерал-фельдмаршал, герой войны 1812 года, штурмовал Париж. Выйдя в отставку, он пристрастился к коллекционированию предметов искусства. В каталоге его собрания значились 60 картин, в том числе и полотно Рембрандта. Коллекция хранилась в графских поместьях – Гомельском дворце и особняке на Английской набережной в Санкт-Петербурге. Из петербургского дома «Поклонение волхвов» и перекочевало в 20-х годах сначала – в кантору под названием «Антиквариат», куда передавали все ценности, изъятые из частных коллекций. Какие-то шедевры затем продавали, чтоб накормить голодающую страну, какие-то передавали музеям. С 1932 года «Поклонение волхвов» осело в Эрмитаже.
Подобная история выглядит достовернее римской про то, как картина, висевшая на стене старинной виллы, вдруг упала и тут же оказалась на столе знаменитого реставратора. Впрочем, бывает и такое.
О подлинности эрмитажного «Поклонения волхвов» свидетельствует еще одна история.
В 1968 году был запущен проект «Рембрандт» (Rembrandt Research Project). Группа амстердамских ученых исследовала все известные картины мастера на предмет подтверждения их подлинности. В результате выяснилось, что многие произведения, приписываемые художнику, выполнили его ученики и подмастерья. Музейщики критиковали проект, даже восставали против него. Но список подлинников Рембрандта переписали: в нем теперь не восемьсот картин, а только 346. И среди них «Поклонение волхвов» из Эрмитажа. Шедевр значится под номером 109. Подписан так: «Поклонение волхвов, 1633. Бумага, наклеенная на холст, гризайль, 44.8x39. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Подготовительная работа к неоконченной серии офортов «Страсти».
Для офортов всегда изготавливали много набросков. Их прорисовывали и сами мастера, и ученики, и подмастерья. «Поклонение волхвов» так и не стало офортом. По миру бродят три эскиза этого неосуществленного замысла. И по большому счету не важно, какой из них оригинал. Не важно – до тех пор, пока картину не выставят на продажу. И тогда, возможно, у этой истории появится продолжение.