Во вторник, 4 сентября, сотни банкоматов в России перестали принимать купюры в 5 тысяч рублей. По официальной версии компании, их обслуживающей, в России зафиксирован значительный по объёму «вброс» фальшивых ассигнаций именно этого достоинства.
Источник «ZN» сообщил о возможном возобновлении работы одной из ликвидированных силовиками на Северном Кавказе подпольной типографии, на основе похищенной несколько лет назад с фабрики Госзнака матрицы (лекала) пятитысячной купюры, которая всё равно остаётся подделкой из-за отсутствия у фальшивомонетчиков средств защиты денег. Как бы то ни было, официально по причине остановки банкоматов, потери каждого банка составляют несколько миллионов рублей. Впрочем, в последнее время сообщения о хождении в стране поддельных российских купюр стали обыденностью. Подделывают в Отечестве самые разные банкноты. В основном, номиналом в 5 тысяч. Не брезгуют тысячными «бумагами». И даже в 500 и 100 рублей. Особенно много подделок, по информации ЦБ, несмотря на высочайший уровень их защиты, новых двухтысячных ассигнаций. Да и новых, достоинством в 200 рублей, как утверждают СМИ, тоже немало. Всего же, по оценкам регулятора, в 2017 году было выявлено 40 тысяч 60 поддельных дензнаков. Сколько их будет в году нынешнем – пока неизвестно.
Сказывают, поддельные деньги – вечные спутники денег настоящих. При этом, пока «за деньги люди держатся, как за кресты держались люди», и профессия фальшивомонетчика, одна из самых древних, не сотрётся, как акварель или плохая краска на самодельной купюре, изготовленной дилетантом. В летописях в качестве первого фальшивомонетчика Руси в 1447 году упоминается некий Фёдор Жеребец, весовщик драгоценных металлов и литейщик. Кончил он плохо: судя по «манускрипту», его просто сварили в кипящей воде. Однако, по отражённым документам, подделывали деньги и раньше жестоко наказанного «пионера» отечественного фальшивомонетчества. Главным образом, за счёт облегчения той или иной денежной единицы с сохранением её размера. До бумажных денег поддельными на Руси были, в основном, серебряные и медные монеты. Причина тому проста: золотые всегда перевешивались, да и технологии «подсыпки» в золото других сплавов были в то время низкопробные и затратные. Настоящий бум фальшивок в Отечестве, судя по сохранившимся документам, отмечен во второй половине XVII века, что, в конце концов, привело к т.н. «медному бунту» 1662 года. Причина смуты: объёмы поддельных превысили оборот настоящих монет. Всюду в стране образовались целые «цеха» фальшивомонетчиков. Технологии там были отработаны до мелочей: от каждой монеты «отщипывали» половину и «вливали» в неё всяческие «гадости», вроде дешёвого олова и даже жёлтой речной глины. А вообще общепринятой «рецептуры» чеканки поддельных монет в XVII-XVIII веках в России было три. Первая. Глиняные слепки с настоящей денежки, их обжиг в печи и последующий залив в них металла. Из одной монеты – две. Трудоёмко, но безопасно – в «лапы правосудия» такие «умельцы» попадались редко, если вообще попадались, ведь до сих пор такие поддельные монеты, казалось бы, невиданной нынче стоимости, большое огорчение и досада нумизматов после оценок экспертами. Вторая технология – менее затратная. Монеты просто плавили в опоках, облегчая их государев вес. Третья – «ноу-хау» глухих окраин и «пекарен денег» в чащобах. Лили олово вперемежку с песком и глиной и чуть-чуть покрывали серебром или золотом. С разгулом фальшивомонетчества в XVII веке специалисты связывают давние и хорошо известные «ритуалы» россиян: попробовать монету на зуб – не грызётся, значит, деньга настоящая. И бросить монету на булыжную мостовую или камень. Звенит – истинная, нет – поддельная.
Следующий всплеск фальшивомонетчества в России отмечен в 70-х годах XVIII века. Как только с лёгкой руки императрицы Екатерины Великой в стране начали хождение бумажные рубли. Подделать их «чесались руки» не только простых смертных, но и знати. Дворянами – фальшивомонетчиками занималась лично царица. Документы сохранили подробности дела братьев Сергея и Михаила Пушкиных, которые задумали поставить печать поддельных банкнот на широкую ногу. Во Франции закупили станки, красители и бумагу – не исключено, что всё оборудование и сырьё им продали прямо с одного из заводов тамошнего «Госзнака». Не успели. Агенты русской внешней разведки, хоть и не были всеядными «Штирлицами», как прославленные и вечно самоотверженные советские разведчики, выявили факт «закупа» и сообщили о нём царскому двору. Братьев Пушкиных взяли прямо на границе, с поличным. Приговорили к смертной казни, но Екатерина II смилостивилась и заменила виселицу Сергею (он числился в инициаторах аферы) – на вечное заточение в каземате, а Михаилу на вечное жительство в Сибири. Отставной «морских батальонов капитан» Фрейденберг и бывший дипломат подпоручик барон Гумперхт оказались поначалу удачливее братьев Пушкиных. И печатали фальшивые бумажные рубли с интенсивностью невероятной, богатея на этом с каждой неделей. И… «спалились». Не скрывая своего достатка, приобретали дорогую недвижимость, заимели по пять-шесть экипажей, несколько карет, отдыхали исключительно «на водах», да и кутили направо и налево. Но императорский сыск и его агенты, хоть, разумеется, и не советский ОБХСС или нынешний ОБЭП, но тоже не лыком шит. Бывших морского офицера и дипломата повязали в одно раннее утро октября 1794 года, описав всё их оборудование и две корзины готовых к реализации поддельных ассигнаций, достоинством 75 рублей каждая. Приговорили к смертной казни с лишением чинов и дворянского звания. Под зиму 1795 года сжалились. «Умельцам» выделки поддельных купюр при значительном скоплении народа выжгли на лбу первые буквы предложения «Вор и сочинитель фальшивых ассигнаций». И пешим этапом отправили в сибирскую каторгу, в Нерчинские рудники.
Монеты и банкноты подделывали во всех странах мира. И во всех за то наказывали жестоко, если не сказать, варварски. В тёмное время средневековья и в Европе, и в России фальшивомонетчикам вливали в глотку расплавленный металл, преимущественно, олово, из которого они изготавливали свои «шедевры», четвертовали на крутящемся круге, на Кавказе и в Средней Азии привязывали к лошадям, которые тащили их по земле. А в Бухаре, говорят, заставляли глотать изготовленные ими монеты до тех пор, пока не умрут. Ничего не помогало. Но закон настигал не всех. Качество подделок иногда затмевало образцы настоящих, государевых денег. Знаменитые владельцы оружейных и горных заводов в Туле и на Урале Демидовы чуть ли не весь XVIII – вплоть до XIX века каждый день по три-четыре часа штамповали у себя на предприятиях медные деньги. И никто, даже самые въедливые финансисты российских самодержцев, этого не заметил и миллионеров в подлоге не уличил, потому как монеты, изготовленные русскими промышленниками, ничем не отличались от тех, что чеканил государев Монетный двор.
На жаргоне советского, да и нынешнего российского криминалитета фальшивомонетчиков величают «блинопёками». О самом знаменитом мастере этой «профессии» великого и могучего СССР Викторе Баранове написаны сотни статей, десятки брошюр, сняты фильмы. «Гений подделок», «король фальшивомонетчиков» – вот только два эпитета, которым до сих пор награждают этого человека журналисты. Они же утверждают, что он, якобы, успел поработать личным водителем Михаила Горбачёва, когда тот «поднимал» Ставропольский край на посту первого секретаря крайкома КПСС. Вкратце – о том, что многим, не исключаю, известно. После отставки с поста крайкомовского шофёра Виктор Баранов заделался изобретателем и рационализатором. Его предложения, хоть и были достаточно эффективными, воровали или отвергали. И в итоге денег за них не платили. Тогда-то ему и пришла мысль самому делать купюры. Скрупулёзно изучал полиграфию и другие науки. По протоколам допросов целых 12 лет подбирал краски, бумагу, изготавливал образцы клише. Сам смастерил и печатный станок. По констатирующей части приговора суда, первую поддельную купюру выпустил в 1975 году достоинством в 25 рублей. Позже стал делать банкноты в 50 рублей. Качество фальшивок было изумительным. Специалисты Госбанка и Госзнака СССР отозвались о нём так: деньги от Баранова по качеству лучше настоящих купюр. На этом и погорел, потому что лучшее – всегда враг хорошего. Бывший шофёр Горбачёва сбывал подделки не в родном Ставрополе, а исключительно в других городах. Следователи насчитали их 68. Жил Баранов в достатке всего 2 года, печатая по 750 рублей в месяц, изготовил 33545 великолепно подделанных рублей. Взяли его на колхозном рынке в Черкесске. Дали 12 лет лагерей строгого режима. Выйдя на свободу 1990 году, начал с кооператива по производству красок, а потом ушёл в парфюмерный бизнес. Но долго не продержался – бандиты не давали жить не только ему. Где сейчас 77 летний «фальшивомонетчик №1» - неизвестно. Но его судьба легла в основу вышедшего в 2016 году телесериала «Деньги».
Другой известный фальшивомонетчик Владимир Гурёнов из Иркутска печатал поддельные рубли дольше Баранова. На подготовку и изучение материала у него ушли 10 лет. В 1986 году, на заре горбачёвской перестройки, вместе со своим другом выпустил первые пятирублёвые купюры. Их принимали и пропускали всюду. Приятели изготавливали фальшивки мелкими партиями, на безбедную жизнь хватало, а роскошью рисковать не хотели. Но всё-таки попались в 1990 году – всего на 20 фальшивых рублях. За них дали 5 лет каждому, видимо, по номиналу подделок, которые друзья «работали». В 1995 году Гурёнов покинул лагеря, начал честную жизнь, но кругом был разгул преступности, экономика и финансы страны разваливались. В общем, одни соблазны. И он принялся за старое. Стал изготавливать купюры в 100 рублей. «Взяли» его только в 2001 году. Дали 10 лет. Нынче судьба этого успешного «мастера денег» неизвестна. Фальшивомонетчик в России сейчас измельчал, обнаглел, и «руки у него растут совсем не из того места»: оперативники ОБЭП свидетельствуют, что почти 95 процентов подделок самого низкого качества. Их изготовители попадаются сразу. Исключение составляют монеты достоинством в 5 рублей. Их льют и штампуют, предположительно, в цехах заброшенных металлургических предприятий. Есть и неофициальные признания следователей: бьют «пятаки» и на работающих заводах. Но, во-первых, подделка такой мелочи (а распознать её легко по весу – она меньше настоящей монеты и покрытию – медь лезет из-под серебрянки) не волнует широкие слои населения, а во-вторых, сколько не пытаются выявить заводы, где штампуют поддельные «пятаки», ничего не выходит – то ли всё так законспирировано, то ли «крыша» серьёзна. Да и не инкассируются пятирублёвые монеты в банках РФ.
Нынче по ст. 186 УК РФ за каждую изготовленную поддельную купюру в каждом уголке огромной страны дают от 5 до 15 лет лишения свободы. В ЦБ не скрывают: не только «пятаки», не подлежащие инкассации или новенькие разноцветные, как фантики, купюры в 2000 и 200 рублей, но другие фальшивые банкноты продолжают хождение в России. По трудно проверяемым данным, больше всего поддельных купюр, достоинством в одну тысячу рублей. Фальшивки в 5 тысяч рублей удаётся изымать скорее, нежели «тыщи». Некоторые финансовые аналитики и ветераны правоохранительных органов говорят о наличии подделок в 500 и даже в 100 и 50 рублей, ссылаясь на то, что «сторублёвки», а тем паче бумажку в 50 рублей тщательно проверять никто не станет. И потому «умельцам» настроить свои станки на изготовление такой «мелочи» безопасней и выгодней. Но никаких официальных подтверждений той версии нет. Тем не менее, знающие люди уверены: на пляжах, рынках, в придорожных харчевнях, в такси и в авто частного извоза, да и всюду, где есть интенсивный денежный оборот без каких - либо кассовых и аппаратов банковских карт торжественное, на благодарной улыбке, «вручение» гражданам поддельных денег гарантировано.
Но фальшивомонетчество есть не только внутреннее, но и внешнее. «Вброс» поддельных денег из другого государства с целью подрыва его финансовой системы – испытанное средство «тайных» войн в мире. Фальшивыми рублями и фальшивой иностранной валютой Россию атаковали не раз. Наиболее заметные денежные диверсии она испытала от Франции в 1812, Германии в 1914-1918 и в 1941, а также от так называемой независимой Ичкерии в 1992-1998 годах. Поначалу Франция «забросала» фальшивками Австрию, для чего император Наполеон I (т.е. Бонапарт), в 1806 году построил на окраине Парижа полноценную фабрику, которая на потоке изготавливала поддельные казначейские билеты Венского банка. Не исключено: это был своеобразный акт сватовства, потому как, ещё не приостановив поставки фальшивок, он смог увлечь собой дочь австрийского императора, и женился на ней. После обмена кольцами, фабричка покончила с австрийскими гульденами и перешла на выпуск фальшивых фунтов – стерлингов Великобритании. А накануне вторжения в Россию, в 1812 году, приступила к массовому производству поддельных ассигнаций Российской империи. Качество фальшивых банкнот было безукоризненным. Но русская знать лучше знала французский, нежели свой родной русский язык, тогда как французы не стремились изучать язык «презренных» россов. И «прокололись». На фальшивых купюрах производства фабрички Бонапарта на словах «государственная» и «ходячий», вместо букв «д», стали выскакивать «л». Другой немаловажный фактор раскрытия наполеоновского «вброса» фальшивок – факсимиле российского банковского служащего, который ставил печати на подлинные банкноты. Оно треснуло и оставляло на ассигнациях едва различимый росчерк. Но изготавливать новое факсимиле тогдашний ЦБ Российской империи не стал вплоть до изгнания француза с родной земли, а вот гравёры Бонапарта ставили на своих купюрах ранее скопированную чёткую и яркую факсимильную подпись – без дефекта. Всё это привлекло внимание тайной жандармерии, о чём та немедленно доложила лично императору Александру I. Но, по тому же донесению охранки, поддельных денег было столько, что самодержцу российскому ничего не оставалось, как разрешить банкам принимать их в качестве настоящих и уничтожать. По непроверенным данным, нынче за такую наполеоновскую фальшивку с буквой «л» вместо «д» нумизматы дают от 35 до 55 тысяч рублей.
Другой массовый «вброс» поддельных рублей устроил своему кузену – последнему российскому императору Николаю II последний кайзер Германии и последний король Пруссии Вильгельм II накануне Первой мировой войны. Как и Наполеон в 1812-ом, российские банкноты печатал в отдельной типографии в Кёнигсберге. Денежные знаки также отличались высоким качеством и были ввезены в Россию (часть не без помощи большевиков и эсеров) в общем числе за 1914-1918 годы примерно 1,72 млн. рублей. От валютного коллапса империю спасли русские разведчики- нелегалы, действовавшие в Германии. Они регулярно сообщали даты трафика поддельных рублей. Это позволило пресечь и арестовать самый первый «подарок» (около 900 тыс. руб.) русскому самодержцу от его немецкой родни. Однако, другие трафики фальшивок по причине военных действий и двух подряд революций в России пресечь не удалось. И они были в обороте вплоть до 1922 года.
Ещё один «вброс» поддельных рублей устроил Гитлер. Часть их (специалисты оценивают их примерно в 550 тыс. руб.) оказалась на территории СССР после нового «покроя» карт Восточной Европы по пакту Молотова-Риббентропа от 23.08.39., а также по «финскому коридору» накануне советско-финской войны 1939-1940 г.г. Но была в течение двух месяцев «вычислена» НКВД и тут же практически «вычищена». Второй «транш» гитлеровских фальшивок «вошёл» в страну одновременно с вторжением германских войск. И имел хождение, главным образом, на оккупированных территориях. По документам, в разных районах Москвы 25.06.41., на третий день нацистского нашествия на СССР, было выявлено в общей сложности около полутора тысяч поддельных рублей разного достоинства. След фальшивок, по докладу НКВД, шёл из посольства Третьего Рейха, служащие которого 19 и 20 июня активно ездили по столичным магазинам.
Последний массированный наплыв подделок Россия испытала в 1992-1998 годах из самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия. По оценкам разных источников, «подарки горцев» превысили $ 1,241 млн. (за 6 лет) и около миллиона (за 1993-1995 г.г.) рублей. Доллары старого образца и сейчас не в чести у граждан – столь жива в них боязнь «огрести» чеченскую фальшивую купюру. Однако, поддельные «американские рубли» печатали не только самозванцы Ичкерии, а и СССР. Самый известный факт советского государева фальшивомонетчества – 1928-1933 годы. В то непростое время ОГПУ (Особое государственное политическое управление – наследник ВЧК-прообраз КГБ СССР) убедило Сталина провести операцию под кодовым названием «Доллар». На фабриках Госзнака напечатали $10 млн. Эта поддельная валюта обеспечивала т.н. «золотой запас» страны. И шла на закупку оборудования для советской тяжёлой индустрии за рубежом. К изготовлению долларов привлекли известных фальшивомонетчиков, которых срочно «вынули» из лагерей, а тех, кто был на свободе – срочно арестовали. Постарались и штатные специалисты денежного дела. Одним словом, отличить фальшивые банкноты США от подлинных было практически невозможно. Но мир всё-таки много бы потерял от отсутствия хотя бы одного дотошного и придирчивого зануды. Такой на голову авторов чекистской аферы и свалился однажды в Нью-Йорке. Работая в Федеральном резервном банке США, он пересчитывал большую партию валюты, доставленной из государственного немецкого «Дойче банка». Мял купюры, разглядывал их на свет, гладил. И решился заявить начальству о возможных фальшивках. Начальство «выписало наряд» экспертам. Их приговор был однозначным: все $ 75 тыс. – подделки. Выяснили: это транзит через Германию из СССР. Однако, в принципе, можно говорить об успехе советской операции «Доллар». На поддельные «баксы» от Кремля «большая покупка» новейших станков за рубежом состоялась.
В царской России все ассигнации своей подписью или печатью заверяли доверенные служащие банков. Позже в Российской империи, СССР и РФ для защиты денег стали применять, приблизительно в такой последовательности: водяные знаки, бумагу специального состава, мелкую сетку оборота купюр. Потом малозаметные детали в изображении и водяных знаках, изображение металлографией, т.н. «орловскую печать» (однопрогонную многоцветную трафаретную печать – названа по имени её изобретателя Ивана Орлова). Ещё позже – микропечать (защитную нить «ныряющего» типа, на просвет выглядит сплошной темной полосой). А потом – защитную нить (металлизированную), кип – эффект (изображения, при просмотре видимые только под острым углом). И, разумеется, голографичекую (цветопеременную) краску, вшивку в денежную бумагу тонких металлических или полимерных нитей, ультрафиолетовые эффекты (изображения, видимые только в лучах), магнитные элементы (малозаметные шаблоны, которые считывают специальные машины). В планах ЦБ – квантовая защита. Такие деньги скопировать или подделать нельзя по определению, потому как квантовые частицы не размножаются. Но это будет не скоро. Правда, теперь новейшие цифровые технологии в России, цитируя советского классика, «опять так близко, как коммунизм в семнадцатом году». Недалеко от ЦБ и Сколково, и Роснано с их выдающимися умами и бесценными руководителями. И вовсе не фальшивым и не скудным бюджетным финансированием.
Евгений Кузнецов