В ГИТИСе и Московском театре «Школа современной пьесы» придумали, как в репертуар профессионального театра внедрить лучшие студенческие работы. Такой микс принесет обоюдную пользу: выпускники получат возможность показывать свои спектакли на большой сцене, а театр – новых зрителей, которых привлекут эксперименты начинающих режиссеров и артистов. Новый проект получил название «Кафедра».
Художественный руководитель мастерской ГИТИСа, народный артист РФ Александр Галибин рассказал, с чего все начиналось:
– Два года назад студенты моей мастерской в ГИТИСе выпустили курсовую работу «Преступление и наказание». Иосиф Леонидович Райхельгауз, художественный руководитель Школы современной пьесы отдал мне и моим студентам для репетиций театр на Неглинке, когда здание еще находилось в глубоком ремонте. В результате, получился странный, немного сумасшедший спектакль, в котором отрывки романа Достоевского разыгрываются в разных уголках и закоулках всего здания театра. Сегодня спектакль под названием «Игра в преступление. Достоевский» идет в «Школе современной пьесы» с аншлагами и пользуется большим успехом у молодой аудитории. Второй пробой стал «Фрейд» в постановке Александра Цоя, за ним – «Этот ребенок» Марата Гацалова. И таким образом «Школа современной пьесы» получила замечательные спектакли.
Владимир Байчер, главный режиссер театра «Школа современной пьесы», так разъяснил суть «Кафедры»:
– Сегодня в ГИТИСе две мастерские, тесно связанные со «Школой современной пьесы», одной руководит Иосиф Леонидович Райхельгауз, второй – Александр Владимирович Галибин. С открытием проекта «Кафедра» наиболее талантливые дипломные и курсовые работы получат возможность регулярного проката на сцене Московского театра «Школа современной пьесы». А кроме того, запустив проект «Кафедра», наш театр открывает новое направление в своем репертуаре. На протяжении 30 лет здесь ставили только современную русскоязычную драматургию. А у «Кафедры» в приоритете – работа с классическими текстами, в том числе и зарубежным.
Ректор ГИТИС Григорий Анатольевич Заславский, считает проект «Кафедра» очень перспективным:
– Студенты, работая в театре, увидят всю его внутреннюю структуру. Вместе с актерами, режиссерами и прочими театральными цехами они проходят все этапы становления спектакля. Слияние театра и института очень важно. У начинающих режиссеров и актеров иначе выстраивается диалог с людьми, которые в ГИТИСе являются их учителями, а в театре становятся старшими коллегами по актерскому и режиссерскому ремеслу. Молодые режиссеры, которые с проектом «Кафедра» попадают в Школу современной пьесы, оказываются в круг людей среди первооткрывателей авторов и пьес. Александр Галибин, в частности, в свое время поставил пьесу Михаила Угарова «Оборванец – одну из лучших в новой драматургии.
Сейчас в рамках проекта «Кафедра» готовится сразу две премьеры: работу мастерской Александра Галибина «Мольер. «Новый» Дон Жуан». Спектакль стал лауреатом Х Международного театрального фестиваля выпускных работ творческих вузов «АПАРТ». А в Малом зале покажут спектакль выпускников мастерской Олега Кудряшова «Кафка. Schloß» по неоконченному роману Франца Кафки.