На фасаде здания по адресу Большая Бронная, 2/6 появилась мемориальная доска режиссеру и педагогу Андрею Гончарову.
Мероприятие приурочено к двум большим датам – 100-летию мастера, которое отмечалось в начале года, и 98-летию театра им. Маяковского, отпразднованному на днях 29 октября. В доме на Большой Бронной Андрей Александрович прожил больше 30 лет. Именно отсюда от приходил в театр им. Маяковского, которым руководил с 1967 год до своих последних дней. А до того он работал в театрах Сатиры, на Малой Бронной, им. Ермоловой. В первые дни Великой отечественной войны выпускник ГИТИСа Гончаров добровольцем ушел на фронт, был ранен, демобилизован и вернулся в действующую армию уже как режиссер 1-го Фронтового театра Всесоюзного театрального общества (ВТО – предшественник СТД). Спектакли, поставленные Андреем Александровичем, шли Ленинграде, Кронштадте, на кораблях и базах Балтийского флота, 2-м Белорусском фронте и других горячих точках.
На церемонии открытия мемориальной доски ученики и коллеги мастера говорили о том, что
ему удалось создать один из самых выдающихся театров в столице. В труппу театра им. Маяковского при Гончарове пришли Алла Балтер, Татьяна Васильева, Иммануил Виторган, Наталья Гундарева, Армен Джигарханян, Татьяна Доронина, Александр Лазарев, Евгений Леонов, Светлана Немоляева и другие мастера сцены.
Андрей Александрович воспитал таких разных по эстетическим принципам режиссеров, как Петр Фоменко, Эймунтас Някрошюс, Евгений Каменькович, Сергей Голомазов. А в качестве педагогов он пригласил на режиссерский факультет ГИТИСа Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева. Среди нашумевших постановок мэтра Гончарова «Трамвай «Желание» (1970), «Человек из Ламанчи» (1972), «Бег» (1978), «Завтра была война» (1985 г.) и другие спектакли.
Художественному руководитель МХТ им. Чехова Сергею Женовачу Гончаров запомнился, как крупный, шумный, неистовый человек:
– Когда я поступил в институт, страшнее Андрея Александровича не было человека, мы все его боялись не только, потому что он кричал, а потому что он был какой-то большой и великий. Он заходил, и понятно было, что великий. А его все ученики почему-то ходили в кожаных пиджаках, такие важные. Но потом, когда я окончил институт, работал с Гончаровым, и ближе человека, душевнее я уже не встретил.
фото Илья Золкин