Миллениалы, бэби-бумеры, поколение Z. Проблемы социальной терминологии.

9 нояб. 2019 г. в 16:00
401
 
Миллениалы, бэби-бумеры, поколение Z. Проблемы социальной терминологии.

Миллениалы? Бэби-бумеры? Поколение Z? Давайте прекратим употреблять эти глупые словечки

Думаю, что многие осознают, что попытка обобщения поколения общими характеристиками не является нечто новым. В период политики идентичности, где критерии членства имеют решающее значение и проводятся исключительные линии, Поколение G приняло новую форму. И в этих категориях год рождения вызывал к себе повышенное внимание. Поколение Z, X, миллениалы, бэби-бумеры. Если вы следите за любым СМИ, вы не сможете провести неделю, не услышав, как кто-то критикует или хвалит одно из этих «поколений». Я не стану принижать кого-либо из них, перечислив то, что люди говорят о различных характеристиках, потому что они все удручающие. Я дам вам как минимум три причины.

 

Во-первых, они действительно формируют социальный класс. Каждое поколение предположительно состоит из группы людей, связанных с возрастом, с опытом и интересами. Но изучив любого из них вблизи, вы увидите, что возраст не имеет ничего общего с тем, что описано. Молодые люди больше инвестируются окружающей средой, чем пожилые? Пожалуйста. Бэби-бумеры затрудняют жизнь молодым людям? Да, проблема здесь в домовладении (просто подождите, пока они умрут, и передайте их дома без ипотеки детям!), как-будто там не так много бедных и эксплуатируемых «бумеров». Начните «разделывать лук слоями» каждой предполагаемой характеристики или общей заботы поколения, и вы найдете характеристику или проблему основного класса. Молодежь в мировоззрении принципиально отличается от старой? Как показал опрос 2015 года, «миллениалы примерно такие же расисты, как и их родители». Мнимые характеристики данного «поколения» исчезают, когда учитываются такие важные факторы, как раса и класс.

 

Во-вторых, чем Поколение X отличается от Z? Это действительно маркетинговый трюк. Поздний капитализм любит это делать, как прекрасно описал Билл Хикс, сегментируя потребителей на личности, которых они могут затем продать и убедить остальных в их существовании. «Поколение Z наконец-то объединилось по поводу изменения климата и финансового неравенства», - взволнованно провозгласила недавняя статья в New York Times. Как они объединилось? Приобретая товары «OK Boomer», они выражают свое неравнодушное отношение к проблемам экологии! Если в прошлом, возможно, «мое поколение» было молодым способом выразить ряд идей или политическую позицию, то нынешнее «поколение» изобилует различиями и, по сути, с антагонистически настроенных друг к другу слоях внутри себя. (Будете удивлены, члены Поколения Z, но деньги решают!)

 

В-третьих, всё это - ужасный способ пытаться сделать какой-либо серьезный социальный или культурный анализ. Представьте, что нужно сосредоточиться на различиях между двадцати и тридцатилетними в конце 1400-х годах. А как насчет американской революции? Мы живем здесь и сейчас в «важный период» истории. Отказ от категоризации «поколений» не означает отрицания или игнорирования того факта, что некоторые возрастные группы сталкивались с событиями иначе, чем остальные. Сразу приходят на ум школьные перестрелки. Но предположить, что эти события оказываются определяющими характеристиками одной группы - и часто только одной группы - ну, в общем, чрезвычайно ограничены, если не сказать больше - лишь плодом чьих-то фантазий.

Все вышеперечисленные три аспекта идентичности поколений разрушают солидарность. Мы находимся в этом социальном и политическом моменте истории вместе, независимо от вашего возраста. Итак, давайте закончим этот абсурдное концентрирование на поколениях! Невежественное поведение и личный интерес можно найти в любом возрасте. То же самое с сотрудничеством и сочувствием. Мне иногда нравится думать, что мы все вместе живем в эпоху нового «Просвещения», а не на пороге быстрого возвращения в «Позолоченный век». Но в любом случае мы только вместе сможем преодолеть этот момент или  погибнем. Это может казаться очевидным, но нам нужно выстраивать общие линии и работать в направлении наших общих интересов, не обращая внимания на возраст. Единственное поколение, о котором мы должны беспокоиться, - это то, которое отвечает за все живое и будет жить в дальнейшем.

 

Пол Хиллиер - профессор  факультета коммуникаций в университете Тампы