Выставка "Осень русского Средневековья" открылась в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Представленные на экспозиции работы раскрывают пространство русского сакрального искусства конца XVI–XVII веков – времени перехода от византийских к европейским иконописным традициям.
Организаторы отмечают, что название выставки отсылает к знаменитой книге Йохана Хёйзинги "Осень Средневековья" (1919), посвященной европейской культуре XIV–XV веков за пределами Италии.
Этот период отличает заинтересованность русских иконописцев перспективой и светотенью, детализацией письма. Из XVII века до нас дошло много имен иконописцев, которые стали подписывать свои работы, - это Никифор Савин, Симон Ушаков, Тихон Филатьев, Прокопий Чирин и другие, отмечает The Art Newspaper Russia.
Все экспонаты – из фондов Русского музея, многие показываются впервые или с новой атрибуцией. Кроме икон, в экспозиции также представлены старопечатные книги, образцы ювелирного и прикладного искусства.
В музее особо подчеркнули, что на выставке будут представлены образцы лицевого шитья, своей художественной ценностью не уступающие живописи. Как, например, плащаница "Положение во гроб" (1592), вышитая в Сольвычегодске в мастерской Евпраксии, жены Никиты Григорьевича Строганова.