Российское правительство возвращается к трехлетнему циклу финансового планирования.
По данным газеты "Коммерсантъ", кабмин от имени первого вице-премьера Игоря Шувалова еще 26 февраля обратился к ведомствам с поручениями по реализации разосланного им графика подготовки проектов законов о бюджете на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов.
Из формулировок пунктов плана следует, что однолетний бюджет, на который правительство перешло из-за неожиданного падения доходов и смены нефтяной конъюнктуры, себя исчерпал. Хотя технически вернуться к этому формату кабмин может (для этого ранее принимались специальные законы, приостанавливающие действия отдельных положений Бюджетного кодекса сроком на 2015 и 2016 годы), трехлетний бюджет уже готовится.
Министерство экономического развития 1 марта направило в ведомства методические рекомендации по определению ассигнований на 2017-2019 годы, к 18 марта ведомства должны представить в министерство финансов и министерство энергетики первичные прогнозы и статистику, а министерство труда и социальной защиты - первичные предложения той части "Основных направлений налоговой политики на 2017-2019 годы", которые касаются страховых взносов на три года вперед, пишет издание.
Согласно графику, в правительстве будут обсуждать конструкцию бюджета в два этапа. Первый - раньше, чем обычно: сценарные условия на 2017-2019 годы МЭР направит в бюджетную комиссию до 29 марта, а Банк России пришлет в Минфин и Минэкономразвития предложения по трехлетней денежно-кредитной политике 22 апреля, отмечает газета.
В мае-июне бюджетный процесс войдет в обычный график, уточненные и уже полностью реалистичные предложения по сценарным условиям от Минэкономразвития, как и прочие требуемые от других ведомств документы, правительство получит в июне. Проектировки бюджетных расходов будут составляться в июне-июле. Правительство должно одобрить законопроект о бюджете 15 сентября, а к внесению в Госдуму весь пакет бюджетных документов на 2017-2019 годы (включая проектировки по внебюджетным соцфондам и документы ЦБ) должен быть подготовлен 21 сентября.
Напомним, закон о переходе на однолетний бюджет в 2016 году Госдума приняла в сентябре 2015 года.
Профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС Людмила Пронина в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" подчеркнула, что среднесрочное трехлетнее планирование, вне всякого сомнения, является более эффективной бюджетной политикой, нежели однолетнее. "Мы долго шли к этому, в свое время были внесены специальный изменения в Бюджетный кодекс, и с 2008 года наш бюджет стал трехлетним. Заметьте, что переход на однолетний бюджет, оформленный в виде двух законов в тот же кодекс, должен был по документам продлиться как раз один год. В связи с этим я была практически уверена, что в скором времени мы вернемся к трехлетке, поэтому данное решение не является неожиданным", - обратила внимание она.
В то же время профессор призналась, что пока не видит предпосылок в финансовом, экономическом и социальном аспекте для возвращение к среднесрочному планированию. "Все прогнозы - и наши, и международных агентств, говорят о том, что ВВП России и в 2017 году, и даже в 2018 году будет или в минусе, или в небольшом плюсе, порядка 0,3%. Таким образом, отсутствует главная предпосылка для трехлетнего бюджета – стабильность роста ВВП, который должен быть хотя бы 1%. К тому же, сохраняется и тот фактор, с которым был связан однолетний характер текущего федерального бюджета – его дефицит, один из основных макропоказателей, в 3%. В антикризисном плане, который у нас принят на 2016 год, нет особых мер стабилизации, влияющих на макроэкономические показатели, даже не все источники финансирования еще определены", - заявила она.
В то же время, экономике поможет стабилизация политической ситуации. "Речь и о выводе части российских войск из Сирии, и об укреплении отношений с США и Европой в борьбе с ДАИШ. Возможно, на этой базе удастся со временем снять санкции экономического характера, устранив один из основных факторов, негативно влияющих на нашу экономику и ВВП. Здесь можно говорить о вероятной фьючерсной стабилизации, хотя, конечно, не в 2017 году, а позже. По моей оценке, только после 2017 года начнут действовать те или иные позитивные тренды. Полагаю, в том числе и на этой основе Игорь Шувалов рассчитывает, что уже забрезжил свет в конце туннеля бюджетного планирования", - отметила Людмила Пронина.
Эксперт указала, что возвращение к трехлетнему бюджету – одна из задач первой необходимости в управлении государством. "По многим показателям нужно возвращаться к трехлетке, более того, идти к стратегическому бюджетному планированию, в соответствии со 172-м федеральным законом "О стратегическом бюджетном планировании". Только так и возможно осуществлять те самые структурные реформы, о которых мы с вами говорим, к примеру, заниматься территориями опережающего социально-экономического развития. Поэтому совершенно правильно уже сейчас работать над возвращением к трехлетке, пусть реализовать ее удастся и не со следующего года", - заключила она.