В чем смысл жизни и стоит ли заводить собаку? Спектакль "Спички" в ТЮЗе

13 мая 2019 г. в 12:39
4765
 
В чем смысл жизни и стоит ли заводить собаку? Спектакль "Спички" в ТЮЗе

В ТЮЗе активно работают над современной драматургией и привлекают молодых режиссеров для постановок. 7 мая состоялась премьера спектакля «Спички» по пьесе Константина Стешика. Спектакль рисует портрет современного поколения тридцатилетних, размышляет о человеческой цельности и жажде небытового существования.

 

Спектакль «Спички» поставил ученик Сергея Женовача Артем Устинов, два года назад выпустивший на Большой сцене ТЮЗа постановку «Зима, когда я вырос». Эта работа получила высокую оценку критики, а исполнители главных ролей были награждены Молодежной Премией Правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства за актерский ансамбль.

Артем Устинов активно участвует в лабораториях и выпускает спектакли в различных городах России. Работе с классикой молодой режиссер предпочитает исследование новых имен: на этот раз Артем Устинов выбрал для своего анализа пьесу современного драматурга Константина Стешика, лауреата многочисленных фестивалей.

Человеческая жизнь, вспыхивающая яркими событиями, быстротечно уходящими в прошлое, напоминает горение спичек – остановить счастливое мгновение невозможно. Главный герой пьесы Толя бережет сгоревшие спички, каждая из которых – особое воспоминание, усердно уложенное в коробок памяти.

Замкнутое сценическое пространство спектакля напоминает спичечный коробок, в котором, подобно майскому жуку, пойманному в детстве Толей, мечется человек. Лампы, подсвечивающие сцену сверху, словно тоненькие спички-лучи, горят в темноте. Внутренние светлые стенки короба состоят из множества дверей, попеременно открывающихся и показывающих темную изнаночную сторону жизни. Периодически персонажи растворяются в этом мрачном, неземном, потустороннем мире. Художник спектакля Егор Пшеничный создал лаконичное пространство, которое наполняется смыслом благодаря жизни человеческой мысли.

Герои пьесы – молодые люди, пытающиеся «осознаться». Осознать свою жизнь, свои желания, свое внутренне состояние, свое одиночество. Каждый из них цепляется за жизнь с помощью пристрастия к какой-либо идее. Максим – причудливый, познающий, искренний, инфантильный, верящий знакам судьбы человек. Он видит в своих сновидениях ключ к пониманию себя. Никита Марковский тонкими штрихами рисует загадочный образ человека, сосредоточенного на своих ощущениях. Его смерть становится для друзей событием, которое заставляет проснуться от своих внутренних рефлексий и острее ощущать жизнь.

Второй друг, Антон, в исполнении Федора Федотова – спивающийся молодой человек, со своим жизненным опытом и прекрасным чувством юмора. Он рассказывает о своей попытке самоубийства, делясь идеей проверки на одиночество. Для артиста героического амплуа роль Антона дарит прекрасную возможность проявить актерский диапазон и сыграть непростой характер одинокого человека.

Толя – главный герой пьесы, понять логику которого довольно сложно: он исключительно замкнут в себе. Уставший, рефлексирующий молодой человек проводит большую часть времени, куря сигареты и зажигая спички, пытаясь разобраться в себе. Толя меняется на протяжении спектакля: потерянный и язвительный человек нащупывает путь к счастью. Для Дмитрия Ткаченко роль «лишнего человека» – крутой вираж, позволяющий не только поработать в новом амплуа, но и духовно повзрослеть.

В полотно пьесы вплетены сказки, которые Толя рассказывает своей дочери. В них скрыт сакральный смысл: герой каждой истории, словно Прометей, пытается добыть священный огонь. Он желает противостоять враждебному миру и совершить подвиг во благо других, в то же время стремясь к собственному обновлению. Герои Толиных сказок желают, как и он сам, приблизиться к идеалу, который оказывается недостижим.

Женские образы спектакля довольно мистичны: как Маша и Собачница, так и оставшиеся за кадром теща, жена и дочь Толи – фатальные фигуры. Семья, требующая заботы, Маша, нуждающаяся в поддержке – мир, которому стремится помочь альтруистический герой. Собачница воплощает собой общественное мнение: она, как человек, непримиримый к другим точкам зрения и агрессивно реагирующий на свободомыслие, оказывается главным судией Толи.

Мария Соснякова рисует бездушный образ человека, одиночество которого превысило все возможные границы и превратилось в жестокость. Ее нежность к собакам контрапунктна отношению к людям и только подчеркивает степень ее отчуждения. Для Толи желание завести собаку превращается в новый источник эмоций и смысла жизни, некую панацею от хандры. Но в итоге, эта новая зацепка за жизнь приводит к трагической развязке. Человеку нужно идти к человеку, как бы тяжело это не было.

Маша в исполнении Анны Слынько – потерявшая желание жить девушка, которая постепенно возрождается благодаря заботе Толи. Героиня становится сильнее и гармоничнее, ей передается позитивная сторона жизненной философии Толи. Актриса несет в себе эмоциональное звено спектакля, акварельно рисуя образ отчаяния.

Спектакль проходит при довольно сумрачном освещении, лишь изредка артисты зажигают фонарики, чтобы актуализировать происходящее. Метафора блуждания в полном загадок мире, порой напоминающем дантовский ад, довольно ярка. Мотив колыбельной, которую главный герой поет своей дочери, – словно иллюзорное заклинание, позволяющее человеку жить, несмотря ни на что. Музыкальный фрагмент, венчающий спектакль, подытоживает режиссёрскую мысль: человек настолько изменчив и непостоянен, что довольно сложно находиться в гармонии.

Постоянная попытка узнать себя, неуловимость смыслов бытия, жажда человека к счастью – вектор, по которому движутся все поколения. Смерть внезапна и естественна, поэтому важно ценить жизнь, справляясь со своей рефлексией и находя новые силы для восприятия самого себя.

 

Елизавета Ронгинская