Городские аэротакси перестают быть фантастикой: российские ученые и инженеры активно разрабатывают модели городских электролетов, в том числе и беспилотного аэротакси, пишет газета "Известия".
Модель летательного аппарата для внутригородских перевозок уже собрана в центре прототипирования НИТУ "МИСиС" "Кинетика" - образец в масштабе 1:2 позволит испытать аэродинамические характеристики и системы управления пассажирским дроном в реальных условиях.
Как утверждают разработчики, в течение нескольких лет у отечественных авиастроителей будут шансы занять значительную долю будущего мирового рынка городских электролетов. Однако необходимо решить вопрос с безопасностью и нормативным регулированием беспилотной авиации.
В центре "Кинетика" уже собран действующий прототип летательного аппарата для российского проекта "Бартини", который представляет собой беспилотное устройство, выглядящее как квадрокоптер: у него четыре мотора, каждый из которых вращает в противоположных направлениях по два соосных винта. Взлет и посадка осуществляются автоматически - аппарат программируется на определенный маршрут.
"Бартини" взлетает вертикально, как коптер, затем разгоняется в горизонтальной плоскости, винты постепенно поворачиваются, пока не примут вертикальное положение, подобное пропеллерам самолета, и аппарат движется дальше фактически в самолетном режиме за счет подъемной силы плоского корпуса-крыла. Посадка происходит в обратном порядке: винты возвращаются в горизонтальную плоскость, самолет вновь оборачивается коптером и приземляется вертикально", - рассказал технический директор проекта Владимир Салатов.
Такая гибридная аэродинамическая схема лучше всего подходит для пассажирских перелетов внутри города: она обеспечивает в разы большую скорость движения и экономию энергии.
"Прототип развивает скорость порядка 200 км/ч", - рассказал руководитель производственного отдела Центра прототипирования высокой сложности НИТУ "МИСиС" "Кинетика" Павел Косятов.
Серийный "Бартини" будет развивать еще большую скорость, до 300 км/ч - огромную по сравнению с мультикоптерами (многовинтовыми электролетами) аналогичного класса, которые не могут летать быстрее 100 км/ч. В серию "Аэротакси" планируют запустить к 2020 году.
Пассажирские беспилотники российской разработки и производства имеют все шансы занять в этой отрасли значительную долю мирового рынка, который сейчас только формируется. Ведь в России доступны все материалы, нужные для производства собственных электролетов: алюминий, титан, авиационные сплавы.
Предложения подобных аппаратов уже появились, однако осуществлению планов по форсированному внедрению городских аэротакси препятствует отсутствие международной и локальных нормативных баз для использования беспилотной авиации в городе. По мнению экспертов, необходимые требования по безопасности, сертификации, регламенту полетов и прочие законодательные требования к городскому аэротакси будут в большинстве стран приняты примерно к 2020–2022 году. Как раз к этому времени подоспеет и запуск в производство российских пассажирских электролетов.