Уникальный путь Марлин. Премьера в Социально-Художественном театре

3 июл. 2019 г. в 14:30
4163
 
Уникальный путь Марлин. Премьера в Социально-Художественном театре

23 июня состоялась премьера спектакля «TOPGIRLS» Социально-Художественного Театра. Режиссер Галина Жданова поставила спектакль о непростом пути женщины к целостному восприятию своей личности. Литературным материалом стала одноименная пьеса британского драматурга Кэрил Чёрчилл, написанная в 1982 году. Что собой представляет женское сознание, какие социальные роли общество навязывает женщине и насколько важно жить в согласие с собой – темы, которые пронизывают художественное полотно спектакля.

Пьеса разделена на несколько сцен, описывающих различные события из жизни главной героини Марлин (Василиса Денисова). Несмотря на то, что в списке действующих лиц заявлены одни женщины, в спектакле принимают участие двое мужчин, играющих женские роли. Этот ход актуализует важные темы спектакля, размышляет о соотношении мужского и женского, гармонии чувства и разума, поиске баланса в собственной душе. Но обо всем по порядку.

Сценография спектакля принадлежит Анвару Гумарову и представляет собой абстрактное пространство мысли главной героини. Воспоминания, разговор с собой перемешиваются со сценами из настоящего, разрывая фабульную последовательность пьесы. Минимализм, воздушность, прозрачность вещного мира сочетается с металлической тяжестью и яркими акцентами. Одинокий мир Марлин постепенно размывает свои замкнутые границы, превращая логически выстроенные постулаты в хаотичное ничто.

На программке спектакля красуется яйцо – признак гармонии или начала человеческого пути. Это смысловое значение перекликается с образом дома (тоже имеющим свое визуальное изображение на сцене), местом, дающим каждому человеку определенный жизненный вектор. В конце спектакля металлическая конструкция, разделяющая сцену надвое, разбирается на части и перестает отделять Марлин от дома. Героям удается поговорить о своем прошлом, стать ближе друг другу и оказаться на пути к обновлению.

Первое действие спектакля максимально абсурдно – в ресторане с целью отпраздновать повышение Марлин собирается шесть героинь, живущих в разные временные эпохи. Марлин примеряет на себя только исключительные образы: Безумной Греты с картины Брейгеля, Папессы Иоанны, свободолюбивой путешественницы Изабеллы, наложницы японского императора Ниджо, ставшей буддийской монахиней, бедной крестьянки Гризельды, жены маркиза. Все эти женщины прожили интересные жизни, которые каким бы то ни было образом соприкасаются с жизнью Марлин. Покорность и всепрощение терпеливой Гризельды, ум и упорство Папессы Иоанны, самоотречение Ниджо, ожесточенность Безумной Греты, умение нестандартно мыслить Изабеллы – полюса личности героини. В чем же уникальность ее пути?

Как мы узнаем из других действий – Марлин вырвалась из маленького городка, где жила в неблагополучной семье. Героиня родила ребенка и оставила его на воспитание сестре, а сама переехала в Лондон и ушла в работу, добившись должности директора кадрового агентства. Счастлива ли Марлин, мечтавшая о благополучии и самодостаточности?

Близкие – та неведомая часть души Марлин, которую она стремительно прячет. Сестра – яркое напоминание о прошлом, которое хочется забыть. В финальной сцене воспоминания о детстве перемежаются ругательствами и спором, причем более успешная Марлин, которая с уверенностью выносит вердикты окружающим, оказывается эмоционально страдающей стороной. Чувство вины, которое ее гложет, неуверенность в сделанном выборе, тормозит ее развитие и заставляет сомневаться. Ее диалог с сестрой Джойс (Ангелина Закерьяева) – удивительная по эмоциональной наполненности сцена спектакля. Героини оказываются не только носительницами различных мировоззрений, непримиримыми соперницами, но и любящими сестрами. Самостоятельная и заботливая Джойс, отстаивающая права простых людей, вступает в идеологический спор с достигшей определенных вершин Марлин, считающей, что в мире все зависит исключительно от желания человека. У каждой героини – своя правда, и актрисы трепетно и надрывно обнажают раны души каждой сестры.

Другая интересная пара – девочки Энджи (Анна Дразнина) и Кит (Ксения Плюснина). Актрисы раскрашивают драматическое действие пьесы, наполняя его прекрасными деталями. Спектакль полон юмора и замечательных актерских находок. Актрисам удалось передать детскую наивность, угловатость и обособленность, показать, как сильно отличаются друг от друга мир взрослых и детей. Метафорическая, вокальная сцена убийства матери представляет собой некий экзистенциональный срыв дочери, в то же время рисует цикличность человеческой жизни.

Надо заметить, что в постановке спектакля принимала участие Ольга Плистик, специалист по вокалу и гештальт-психолог. Драматургически, все первое действие строится на перебивке реплик, одновременном говорении, разрушении информационного потока говорящего. Такая многоголосица – шумы в голове Марлин, в своем сознании перебирающей образы интересных ей женщин. Актеры играют свои роли утрированно, раскрывая темперамент каждого персонажа. Помимо этого, экспериментируют со скоростью произношения текста и мелодикой, разбивая слова и предложения на составляющие. Проявленная внутренняя музыка и ритмичность пьесы позволяет добиться большой экспрессивности спектакля, и это большая заслуга постановочной группы.

В спектакле «TOPGIRLS» звучит искренняя тоска по мужчинам, недаром сестры с большой долей иронии протяжно зовут: «Мужикиии!», а профессиональных кадровиков агентства играют мужчины на шпильках (Станислав Дёмин и Григорий Татаренко). Они с большой долей юмора и узнаваемостью представляют поведенческие стереотипы женщин, в какой-то мере представляя мужской взгляд на женский мир. Одновременно с этим, актерам удается явственно показать, насколько тесно переплетаются в человеке мускулинное и феминное.

Социальная роль женщины в современном мире – довольно неоднозначная величина. Стремление к карьерному росту, гипертрофированное чувство ответственности и желание независимости все чаще заглушают привычные женские инстинкты. Тяга к дому, семье, гармонии, навязанные обществом идеалы хорошей жены и матери – полюса, которые постоянно выбивают из увлекательной борьбы за первенство в мире мужчин.

 

автор: Елизавета Ронгинская

фото: Ксения Шамсудинова