События разворачивались стремительно. В начале февраля Департамент культуры Москвы сообщил, что художественный руководитель Гоголь-центра Кирилл Серебренников покинет свой пост с 26 февраля, когда срок действия его контракта истечет, а новый подписывать не планируется. Несколькими днями позже в московское правительство полетело групповое письмо критиков с требованием оставить Гоголь-центру его отца-основателя. И даже сам председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин высказался, что, во-первых, Серебренникова не за что увольнять, а во-вторых, «зачем устраивать этот фарс с политическим подтекстом? Зачем провоцировать напряжение в обществе, и без того наэлектризованном?».

Пока защитники опального худрука готовились метать в чиновников громы и молнии, сам Серебреников обсуждал с Департаментом культуры кандидатуру преемника. Сошлись на Алексее Аграновиче – человеке близком к Гоголь-центру, можно сказать «своем». Как говорят лица, приближенные к экс-худруку, не боролся Кирилл Семенович за насиженное место потому, что устал от своего детища, и не дело 52-хлетнего человека задерживаться у руля проектного театра, дескать, он перерос подобный формат. К слову, сам Серебренников говорил об этом несколько лет назад, опасаясь, что иначе театр ожидает судьба «Современника», Ленкома и т.д. При этом не уточнялось, что печального в судьбах названных театров.

9 февраля Кирилл Серебренников в своем Instagram одобрил выбор Департамента, заочно простился с труппой, попросив коллег постараться, чтобы «театр остался живым» и благословил Аграновича: «Уверен, что Алексей Агранович справится с этой непростой работой. Он любит театр и сам талантливый актер. В сложившейся ситуации это самая удачная кандидатура».

Очевидно, те же слова прозвучали и 10 февраля – уже офлайн – на закрытой встрече прежнего и нового худруков Гоголь-центра с труппой. Журналистов не пригласили, поэтому подробностей встречи немного. Известно только, что Агранович и Серебренников появились в театре одновременно, радостно поздоровались и прошли в кабинет худрука, оттуда в зал, где собралась труппа.

Агранович сказал: «Гоголь-центр со всех точек зрения организм живой, здоровый и энергичный. Моей главной задачей на ближайшее время будет помочь театру осуществить уже объявленные на 2021 год планы. Организм этот закаленный, говоря сегодняшним языком, обладает большим запасом антител и готов решать любые задачи. Сейчас моя миссия – понять, как и в какую сторону Гоголь-центр будет естественным образом эволюционировать. Важно оставаться театром сегодняшнего дня, а не прошлого, и не превратиться в памятник самому себе. Я благодарен Департаменту культуры Москвы за предложенную возможность заниматься столь важным и сложным делом».

Официально смена творческого руководства Гоголь-центра пройдет 26 февраля. На это же число назначена премьера спектакля «Человек без имени» о Владимире Одоевском, авторе «Городка в табакерке». Так что готовимся, похоже нас ждет новая версия биографии этого детского, как мы привыкли думать, писателя. Но, по версии авторов спектакля – Петра Айду, Александра Барменкова, Кирилла Серебренникова и Никиты Кукушкина – все не то, чем кажется.

Известны и другие премьеры Гоголь-центра на 2021 год. Сможет ли новый худрук театра найти место для своих идей в этом плотном ряду уже почти готовых спектаклей и найти общий язык с труппой Серебренникова – вопросы, на которые театральная общественность с нетерпением ждем ответы.