Сезон, посвященный столетию Московской филармонии, открывается единственным концертом легендарного французского Ensemble intercontemporain.

Ансамбль основан почти полвека назад дирижером и композитором Пьером Булезом, гуру европейского послевоенного авангарда. Сегодня ансамбль возглавляет дирижер и композитор Маттиас Пинчер; московский концерт пройдет не только под его управлением, но и с его комментариями. В первом отделении – два сочинения нашего времени и музыка, созданная почти сто лет назад. Кульминация вечера – Répons Пьера Булеза, визитная карточка коллектива. Ensemble intercontemporain (EIC) был создан в 1976 году. Это первый в мире ансамбль современной музыки с постоянным составом – лучшими из лучших: штатными солистами EIC многие годы были такие суперзвезды, как пианист Пьер-Лоран Эмар и виолончелист Жан-Гиен Керас. 

За неполных полвека ансамбль исполнил более полутора тысяч сочинений, в том числе сотни премьер. В репертуаре коллектива – музыка последних 120 лет во всем её разнообразии, но не только: в концертных программах и на дисках EIC встречаются, например, сочинения Моцарта. Не случайно Ensemble intercontemporain с самого начала позиционирует себя как ансамбль солистов, которые могут сыграть без преувеличения всё: московская публика могла убедиться в этом в ноябре прошлого года.

Выступление Ensemble intercontemporain стало кульминацией VII Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство» – крупнейшего события предыдущего сезона Московской филармонии. На фоне второй волны эпидемии коронавирусной инфекции концерт до последнего момента оставался под угрозой срыва и состоялся в условиях серьезных ограничений как для публики, так и для исполнителей. Зал Чайковского мог быть заполнен лишь на 25%, а из солистов ансамбля после многократных сокращений в Москву смогли прилететь лишь восемь. Тем не менее, концерт прошел при таком воодушевлении музыкантов и слушателей, что их желание встретиться вновь оказалось взаимным. По приглашению Московской филармонии Ensemble intercontemporain выступит на открытии юбилейного сезона, соединяя в своей программе прошлое и будущее.

Если для прошлогоднего концерта были выбраны номера с участием не более шести исполнителей, теперь в столицу приедет весь ансамбль: 30 музыкантов, не считая дирижера. Программа выстроена так, чтобы слушатели могли услышать солистов EIC и поодиночке, и в трио, и в октете, и в полном составе, близком уже к камерному оркестру. В первом и последнем номерах программы решающую роль наряду с живыми инструментами играет электроника: за нее отвечают специалисты из IRCAM (Институт исследования и координации акустики и музыки) – постоянного партнера ансамбля.

Вечер откроет пьеса Art of Metal II для металлического контрабасового кларнета и электроники нашего современника Яна Робена. Продолжит концерт Octandre Вареза – единственный номер программы, до сих пор исполнявшийся в России. Завершится первое отделение сочинением самого Пинчера – успешного и плодовитого композитора, автора нескольких опер, вокальных циклов, инструментальных концертов, оркестровых и камерных произведений, которые исполняют лучшие музыканты мира. Среди них – Даниэль Баренбойм и Эмманюэль Паю, по заказу которых создано трио Beyond II (bridge over troubled water) для флейты, альта и арфы.

Среди сочинений Булеза Répons занимает исключительное место. В своем роде это автопортрет Булеза во всей многогранности его личности: композитор, дирижер, организатор, основатель ансамбля, основатель IRCAM. В Répons использовались новейшие на момент премьеры достижения техники: тогда компьютерную систему для исполнения Répons перевозили на 20-тонной фуре (сегодня для управления ею достаточно ноутбука). Электроника впервые была настолько глубоко интегрирована в музыкальную ткань сочинения, не только играя равную роль с инструментами ансамбля, но и формируя вместе с ними уникальное акустическое пространство.

Répons чаще исполняется на нетрадиционных площадках, но и в привычных залах требует серьезнейшей подготовки. В Зале Чайковского она займет почти неделю; в течение этого времени специалисты по акустике будут заниматься расположением аппаратуры и подготовкой мест для шестерых солистов – в самых неожиданных точках зала. В партере будет выстроен специальный подиум для ансамбля; часть зрителей разместится на сцене, получив редчайшую возможность слышать музыку и видеть зал с уникальной позиции.

Придав своему замыслу поистине симфонический масштаб, Булез положил в его основу принцип диалогов: между ансамблем и солистами, между группами инструментов, между отдельными инструментами внутри групп, наконец, между звуками инструментов и электроники. В нынешнем году – 40 лет со дня премьеры Répons, но сочинение по-прежнему звучит свежо и остается визитной карточкой Ensemble intercontemporain.