В Королевстве Испания ещё осталась живая история, объединяющая большие деньги, аристократические титулы и великое искусство. Это тянущийся с 1993 года вопрос о не простом положении роскошной коллекции барона Тиссен-Борнемисы и его жены Кармен Сервера. Недавно в очередной раз стало известно, что бесценные полотна скорее всего останутся в Испании...  

Министерство культуры Испании отчиталось о заключении новых договоренностей с Кармен Серверой, вдовой барона Тиссен-Борнемисы, сообщает The Art Newspaper Russia. Согласно им, около 400 произведений, хранящихся в фонде Национального музея, могут со временем окончательно стать собственностью Королевства. Новый контракт заключен на ближайшие 15 лет, после чего у правительства откроется возможность выкупить коллекцию. В течение этого времени, минкульт будет выплачивать 6,5 млн аренды ежегодно. Речь идет о той части наследства супругов, что по завещанию отошла лично Кармен Сервере («Коллекция Кармен Тиссен»), которая в 1999 заключила с правительством договор долгосрочной аренды, истекший в 2010 году. Произведения искусства этого частного фонда распределены по различным музеям и выставкам Испании.

Мадридская секция международного искусства коллекции Кармен Тиссен-Борнемисы

До настоящего времени, судьба картин, среди коих работы Пикассо, Ренуара, Сислея, Моне и Дега оставалась неопределенной. Сообщения о краткосрочных договорах, продлевавших аренду картин баронессы Тиссен-Борнемисы в мадридском дворце Вильяэрмоса, сменялись новостями о том, что вдова распродает коллекцию по частям, ссылаясь на «финансовые трудности». Так, в прошлом году мир потрясло известие о том, что Испанию могут покинуть сразу несколько шедевров: полотна «Мата Муа» («Былые времена») Поля Гогена, «Скачки в пейзаже» Эдгара Дега, «Мост Чаринг-Кросс» Клода Моне и «„Марта Маккин“ из Веллфилт» (1944) Эдварда Хоппера. А в 2012-м на аукционе была продана знаменитая картина Джона Констебля «Плотина» (первая версия). Кармен Сервера изначально рассчитывала продать картины стране, которая в свою очередь не располагала свободными деньгами в связи с кризисной ситуацией. На вывоз и продажу картин баронесса получила официальное разрешение (до 10 % от общей стоимости коллекции). Однако, по условиям нового контракта «Мата Муа» Гогена сможет вернуться в страну. Также Кармен Сервера получила разрешение на открытие Музея Кармен Тиссен в Сан-Фелиу-де-Гишольс в провинции Жирона.

Коллекция Тиссен-Борнемисы

Артефакты Национального Музея Тиссен-Борнемисы до 1993 года составляли самую большую и представительную частную коллекцию искусства в мире. Она начала формироваться в 20-30-х гг., когда члены династии немецких промышленников Тиссен активно скупали полотна старых мастеров, таких как Дюрер, Ян ван Эйк, Караваджо, Гольбейн, Гирландайо. В 1937 году уже внушительная коллекция осела на берегу озера Лугано в Швейцарии на вилле «Фаворита», став открытым частным музеем.

Вилла Фаворита , штаб-квартира коллекции в Лугано с 1937 по 1992 год.

Последующее значительное расширение наследия Тиссен-Борнемисы связано с коллекционерской деятельностью второго барона – Ганса Генриха (чьей супругой и стала фотомодель и актриса Кармен Сервера в 1985-м). К «старым мастерам» он добавил многих импрессионистов, постимпрессионистов и экспрессионистов (Пикассо, Ван Гог, Поллок). Брак с испанкой определил предпочтение барона именно к пиренейскому королевству при выборе окончательного дома для своей коллекции. История этого поиска держала в напряжении весь мир. Предложения поступали и от лондонской Национальной галереи и калифорнийского Гетти-музея, в то время как коллекция кочевала по всему миру от одной громкой выставки до другой (в том числе и в СССР).

Итоговый договор с Испанией (к большому разочарованию Маргарет Тэтчер) показал, что барона Тиссен-Борнемису интересовала в первую очередь сохранность коллекции в её комплексной уникальности, а не перспектива огромного состояния. Мадридский музей, которому выделили отдельный дворец на бульваре Прадо, открылся в 1992 году. Фонд из 775 полотен («ядро») стоимостью $350 млн в следующем году перешел во владение Королевства. В 2002 году Ганс Генрих фон Тиссен-Борнемиса скончался. А в 2017 году музей получил приставку Национальный, тем самым приняв статус государственного достояния особой важности.

Дарио де Регойос и Вальдес - Ла Конча, ночью. 1902

С 2002 года до сих пор самостоятельную жизнь ведет Коллекция Кармен Тиссен-Борнемисы, безуспешно пока стремясь соединиться с основным фондом под патронажем испанской короны. При дележе наследства между Кармен, её сыном и другими членами рода Тиссен-Борнемисы, вдова предпочла именно картины, многие из которых она при жизни мужа приобрела по собственной инициативе. Впрочем, австрийско-венгерские родственники барона, в том числе его падчерица Франческа де Габсбурго-Лорена, продолжают влиять на судьбу коллекции.

Собрание Кармен Тиссен, по признанию искусствоведов, не столь обширно и разнообразно, как мадридское «ядро» и весьма эклектично. При этом оно практически исчерпывающе представляет испанское искусство XIX-XX вв., (Соролья, Сулоага, де Регойос), андалузских и каталонских модернистов, кроме того, богато на отдельные известные шедевры, что делает коллекцию особенно востребованной именно на родине Серверы. Специально для этих картин мадридский музей был расширен за счет двух пристроек. До сих пор окончательное будущее картин затруднено по причине её огромной стоимости: только мадридская часть «новой» коллекции оценивается в €1 млрд, тогда как эстетическую ценность она имеет именно как целое.

 

Подробнее об испанском искусстве эпохи импрессионизма смотри здесь: