В этом сезоне ТЮЗ имени А.А. Брянцева проводит Международный фестиваль «Радуга», являющийся лауреатом Премии Правительства Российской Федерации в области культуры, во второй раз. Театр подготовил насыщенную программу из 14 названий, которые будут показаны в течение недели с 27 мая по 2 июня. География театральных команд простирается от Барнаула до Афин и представляет постановки современной и мировой литературы. Петербуржцы увидят спектакли Сергея Женовача, Оскараса Коршуноваса, Данаи Руссу, Айдара Заббарова, Уланбека Баялиева, Андрея Прикотенко, Юрия Муравицкого, Ж.ени Беркович, Артема Устинова, Дмитрия Егорова, Ирины Астафьевой, Романа Феодори и Андрея Слепухина. Откроет фестиваль концерт рок-группы всемирно известного режиссера Эмира Кустурицы The no smoking Orchestra, приуроченный к программе празднования Дня рождения города. О том, какие спектакли значатся в афише, читайте в нашем материале.
Фестиваль — время встречать любимых режиссеров и открывать новые имена. В основном, все постановки пройдут на площадках ТЮЗа имени А.А. Брянцева, но будут и исключения. 27 мая в 20.00 прозвучит праздничный концерт сербской рок-группы The no smoking Orchestra, в которой режиссер и актер кино Эмир Кустурица является гитаристом. Помимо того, что группа исполнит свои хиты, 28 мая с 14.00 до 16.00 будет организована творческая встреча с Эмиром Кустурицей, который расскажет о своих многочисленных проектах. В частности, о том, что в этнической деревне Мечавник, воссозданной режиссером и живо представленной в фильме «Жизнь как чудо», в течение года проходят 4 крупных события — театральный, джазовый, кинематографический и музыкальный фестиваль классической музыки, на которых собираются яркие представители современной культуры.
Помимо этого, 27 мая в 19.00 и 28 мая в 20.00 на сцене МДТ состоится спектакль Сергея Женовача «Старуха» (СТИ, Москва). Абсурдистское произведение Даниила Хармса позволяет пуститься в импровизацию, подняться на высокий градус эмоций и рассказать историю о беспомощности творца и жизни, утратившей смысл. Творческая встреча с режиссером пройдет 29 мая с 13.30 до 15.00 в Зрительском фойе ТЮЗа.
28 мая в 16.30 запланирована постановка «Васса Железнова Мать» Уланбека Баялиева (Свердловский государственный академический театр драмы, Екатеринбург). Режиссер обратил внимание на первую сценическую версию пьесы Максима Горького, в которой рассматривается вопрос пертурбации страны во время перемены власти.
29 мая в 16.00 и 19.30 состоится спектакль Дмитрия Егорова «Чернобыльская молитва» (Никитский театр, Воронеж). Произведение Светланы Алексиевич основано на историях наших современников, переживших чернобыльскую катастрофу. Большой пласт информации, связанный с постройкой атомной электростанции, позволяет переосмыслить драматический опыт 20 века и почерпнуть свет и веру, которой были полны люди, оказавшиеся участниками события. Спектакль трижды номинирован на «Золотую маску».
29 мая в 19.00 пройдет спектакль «Человек из Подольска» Оскараса Коршуноваса (Вильнюсский городской театр совместно с RAION). Это первая иноязычная постановка пьесы Дмитрия Данилова. Режиссер стремится подчеркнуть, насколько плотно, при кажущейся свободе, человек вписан в заданную систему координат, оказываясь лишенным воли и интенций на принятие самостоятельных решений. Фантасмагория помогает вскрыть всю абсурдность реальности, окружающей героя.
30 мая в 16.00 и 19.30 состоится спектакль The dumb waiter/Немой официант Юрия Муравицкого (Московский драматический театр «Человек»). Пьеса британского драматурга 20 века Гарольда Пинтера, написанная в жанре абсурда, позволяет проанализировать растерянность человека перед реальностью и механистичность его существования.
30 мая в 19.00 запланирована постановка Артема Устинова «Электра» (Русский театр драмы имени Ф.А. Искандера, Сухум). Режиссер, переосмыслив трагедии Софокла и Еврипида, философские трактаты Платона, развивает мысль о двоякости правды, невозможности отделить добро от зла. Древнегреческая история становится частью нашего современного мира, позволяя провести параллели с сегодняшним днем.
31 мая в 16.00 и 19.30 пройдет спектакль «Леха» Ирины Астафьевой (Алтайский краевой театр драмы, Барнаул). Автобиографическая история современного драматурга Юлии Поспеловой расскажет о любви, возникшей между пожилыми людьми, взаимосвязи между поколениями и ценности человеческой жизни.
31 мая в 19.00 на Новой сцене Александринского театра состоится спектакль «Идиот» Андрея Прикотенко (Театр «Старый дом», Новосибирск). Все персонажи романа Достоевского переносятся в современную действительность и вписываются в исторический контекст. Перед зрителями вырастают травмированные судьбы героев: необходимо разгадать загадку личности каждого. Безысходность, жесткость системы и тщетные попытки человека стать счастливым выходят на первый план благодаря инсценировке романа, созданной режиссером. Спектакль – рекордсмен по номинациям на «Золотую маску» - он представлен на соискание премии в 11 позициях.
1 июня в 14.00 и 19.00 запланирована постановка «Считалка» Жени Беркович (Независимый театральный проект «Дочери Сосо», Москва). События грузинско-абхазского конфликта раскрываются на примере судеб двух 13-летних девочек, взросление которых пришлось на это непростое время. Для режиссера становится важным поразмышлять на темы неуловимости детства, осознания трагичности ситуации и опустошенности, заложенные в тексте Тамты Мелашвили. Творческая встреча с Женей Беркович пройдет в этот же день с 16.00 до 17.00. Режиссер расскажет о феномене документального театра, подталкивающего к истинному осознанию реальности.
1 июня в 17.30 состоится еще один спектакль – «Грех Моей Матери» Данаи Руссу (Amazons Prodactions, Афины). Моноспектакль Рены Каприоти по произведению Георгиоса Визиеноса погрузит в историю болезненной девочки Аннио, мать который мучается чувством вины от совершенного в прошлом греха. Желание искупления незаметно толкает ее на новые прегрешения и заставляет страдать близких.
Также 1 июня на сцене Молодежного театра на Фонтанке в 20.00 пройдет постановка «Антигона» Романа Феодори (Пермский академический «Театр-театр»). Вопросы выбора, столкновения человека и государственной машины становятся центральными благодаря классическому сюжету, переосмысленному автором инсценировки Женей Беркович и композитором Ольгой Шайдулинной.
2 июня в 14.00 запланирован спектакль «Дай найти слова» Андрея Слепухина (ТЮЗ имени А.А. Брянцева). В основе постановки, балансирующей на грани документальности и художественности, переписка между двумя известными поэтами 20 века — Паулем Целаном и Ингеборг Бахман. История взаимоотношений перерастает любовный контекст и становится притчей о возможности созидать и любить после Холокоста. В этот же день с 12.00 до 13.00 пройдет встреча с представителями Гете-института, которые расскажут о творческом пути писателей.
Завершит фестиваль спектакль «Покаяние» Айдара Заббарова, который состоится 2 июня в 19.00 (Буинский Государственный Драматический театр, Казань). Пьеса Искандера Сиразиева поведает о событиях, происходивших в татарской деревне во время Великой Отечественной войны, а также об ответственности человека за свои поступки, каждый из которых не остается безнаказанным.
Профессиональные обсуждения спектаклей пройдут 31 мая с 14.00 до 15.30 в и 2 июня с 16.00 до 18.00 и помогут подвести итоги крупнейшего международного фестиваля Петербурга, каждый год представляющего лучшие постановки мировой сцены. XXII Международный фестиваль «Радуга» позволит насладиться как психологическим, там и документальным театром, переосмыслить знаковые сюжеты, увидеть уникальный почерк маститых режиссеров - во всем многообразии вкусить особенности театрального искусства России и зарубежья.
Елизавета Ронгинская