Масштабное и последнее крупное произведение Феликса Мендельсона Бартольди – оратория «Илия» для солистов, оркестра и хора прозвучит 30 мая в Москве в концертном зале Зарядье. Концерт, который должен был состояться в прошлом году, 12-го апреля, в рамках фестиваля «Опера Априори», был отменен в связи с закрытием музыкальных площадок во время пандемии коронавируса. С исполнением «Илии» замершая жизнь фестиваля снова продолжается. «Это реанимация в полном смысле слова. Потому что именно на этой концертной программе фестиваль и замер, – говорит организатор фестиваля «Опера Априори» Елена Харакидзян. – Была попытка перенести концерт на конец июля 2020 года, но она тоже сорвалась. Обязана я, в первую и единственную очередь, администраторам и руководству Зала «Зарядье». Совсем недавно и внезапно – в начале апреля – именно тогда, когда я буквально опускала руки, директор Ольга Жукова приняла решение о возможности проведения этой программы в качестве совместного проекта. И хочу поблагодарить Посольство Германии не только за то, что не бросило в этот непростой момент, но и оперативно включило этот концерт в список мероприятий Года Германии в России 2021/2022.

Грядущий концерт пройдёт при поддержке Посольства Германии в рамках Года Германии в России. «Илия» будет исполнен силами оркестра Musica Viva, вокального ансамбля Intrada и солистов, многие из которых сотрудничали с фестивалем «Опера Априори» ранее: Владислав Сулимский (Илия/баритон), Мариинский театр; Ольга Толкмит (Вдова, Ангел II/сопрано), Геликон-опера; Альбина Латипова (Отрок/сопрано) и Бехзод Давронов (Авдий, Ахав/тенор), Большой театр. В партии меццо-сопрано выступит Мари Зайдлер – это будет дебют певицы из Германии на российской сцене. За дирижерский пульт встанет главный дирижёр Шотландского камерного оркестра и барочного оркестра Il Pomo d’Oro Максим Емельянычев.

Ораторию «Илия» Мендельсон написал, находясь в зените своей славы и композиторского таланта. Это крупное вокально-симфоническое полотно является ярким образцом его позднего стиля, который характеризуют углубленный драматизм и эпический размах и, в то же время, тонкий романтический лиризм. Оратория, сочиненная по мотивам Третьей и Четвертой Книги Царств Ветхого Завета, была частью замысла монументального триптиха: «Илия», «Павел», «Христос», оставшегося не завершенным. Первое исполнение «Илии» состоялось 26 августа 1846 года на хоровом фестивале в Бирмингеме под управлением самого композитора. «Еще ни одна моя вещь при первом исполнении не проходила так превосходно, – признавался Мендельсон. – Все полтора часа, пока длилась оратория, большой зал с двумя тысячами слушателей и большой оркестр были так сосредоточены на исполнявшемся, что никто не нарушил абсолютной тишины. .. они пели и играли, словно одержимые... Не менее четырех арий и четырех хоров пришлось повторить...».