20 ноября в МХАТ им. М. Горького на Большой сцене прошла премьера спектакля «Нюрнбергский вальс»

Новая постановка МХАТ – спектакль «большого стиля»: в декорациях, которые воспроизводят интерьеры знаменитого «зала 600» во Дворце правосудия Нюрнберга. Зрители, как очевидцы Нюрнбергского процесса, становятся свидетелями исторического трибунала, и трагической любовной истории русской аристократки-эмигрантки (Лиза Арзамасова) и советского разведчика (Анатолий Руденко). «Нюрнбергский вальс» – пьеса, где документальная правда соединяется с правдой театральной драматургическими и постановочными решениями, где лирические сцены сменяются ожившей документальной хроникой из зала суда, где создана яркая галерея персонажей и где образы и смыслы передаются необычной сценографией и масштабными декорациями.

О спектакле заговорили задолго до премьеры. Отчасти это связано с тем, МХАТ им. М. Горького в начале ноября показал журналистам отрывок из спектакля на пресс-конференции в театре. Отчасти – с важной темой, о которой заговорил театр накануне 75-летия открытия Международного военного трибунала.

«Мы хотим выпустить 20 премьер в текущем сезоне, – обратился к зрителям художественный руководитель Эдуард Бояков. – Результатом работы такого театра как МХАТ, который заявляет о намерении строить национальный театр, является не отдельный спектакль, а именно репертуар. МХАТ был, есть и будет театром, в котором представлены современные, живые авторы. Сегодняшняя премьера соответствует этому направлению, потому что это работа Александр Звягинцева, известнейшего и крупнейшего историка. Однако спектакль, не смотря на свое название, связан не только с историческими событиями. Мы делали его о русском человеке, о русском характере».

В основе спектакля – пьеса писателя, драматурга и юриста (Вице-президент Международной ассоциации прокуроров), специалиста по Нюрнбергскому процессу («Нюрнбергский набат») Александра Звягинцева. В ней использованы уникальные архивные документы. «Нюрнбергский вальс» создан на основе романа «И воздастся вам...», который является второй частью книги «На веки вечные». Звягинцев повествует о событиях того времени через историю любви двух героев Дениса и Ирины (Анатолий Руденко и Елизавета Арзамасова), работающих на процессе в составе двух групп переводчиков: он – из Советского Союза, она – из Франции. Родные по языку, по крови люди, они принадлежат двум разным лагерям: он – сын бедняков, убежденный большевик, она – дочь русских аристократов-эмигрантов, монархистка по убеждениям, носительница дореволюционной культуры. Представители России «красной» и России «белой», юноша и девушка понимают: их любовь невозможна, они принадлежат разным мирам, и есть силы, которые не допустят, чтобы влюбленные оставались вместе.

«Такая тема, как Нюрнбергский процесс, не слишком привлечет современного зрителя, привыкшего к тому, что его развлекают, – говорит режиссер спектакля Грета Шушчевичуте. Но когда я погрузилась в материал, поняла, о Второй мировой войне знают много, а о Нюрнбергском суде – почти ничего. Очень важно, что в пьесе Александра Звягинцева много документального материала: озвучены настоящие допросы, которые запротоколированы во время процесса, то есть это те слова, которые на самом деле говорили участники процесса, и, значит, все, что касается суда – достоверное.

Мало кто знает, что процесс мог пойти не так, как предполагали представители Объединенных Наций. Второй человек в рейхе, Герман Геринг, не только не признавал своей ответственности за приказы, которые отдавал фюрер, но и парировал многие обвинения. А самое главное, отрицал, что Германия вела подготовку к войне против Советского Союза. По его версии рейх всего лишь защищался. Геринг утверждал, что военные действия в июне 1941 года должны были предупредить агрессию Сталина.

Переломный момент процесса – свидетельские показания фельдмаршала Паулюса, который рассказал о плане «Барбаросса», определившем сроки нападения на СССР. Многие обвиняемые забыли или не знали, что попавший в плен под Сталинградом Паулюс жив. И уж тем более никто не мог предположить, что советская сторона рискнет привезти фельдмаршала в американскую оккупационную зону.

При создании спектакля использовались уникальные документы, раскрывающие подробности этой операции. Ответственность за ее успех или провал Сталин возложил на исполнителей. Никто не мог гарантировать, что, оказавшись перед лицом судей, Паулюс повторит свои показания. Сделав это, он разрушил систему защиты Геринга и других военных преступников».

Ближайший спектакль 18 декабря.