Ученые узнали, почему тает Южный полюс

29 июн. 2020 г. в 23:05
846
 
Ученые узнали, почему тает Южный полюс

За последние 25 лет средние температуры на южном полюсе Земли каждое десятилетие увеличивались на 0,6 градуса, - к такому выводу пришли климатологи, проанализировав замеры американских полярных станций.

"Наши данные показывают, что температура на южном полюсе Земли растет примерно в три раза быстрее, чем в среднем по планете. Это происходит из-за формирования сильной циклонной аномалии в море Уэделла. Она связана с ростом температур в тропической части западного Тихого океана. Это в очередной раз говорит о том, что климатические процессы в тропиках и в Антарктике сильно связаны между собой", – пишут исследователи, передает ТАСС.

Почти все климатологи не сомневаются в том, что глобальное потепление существует и что оно радикально изменит облик планеты, если рост температур не удастся сдержать на отметке в 1,5 градуса. Об этом говорят не только сотни компьютерных моделей климата планеты, но и данные с климатических спутников, сухопутных метеорологических станций и океанических буйков.

Практика показывает, что первыми и главными жертвами глобального потепления станут заполярные регионы Земли и горные ледники. Температура на их территории уже сейчас стала на несколько градусов Цельсия выше, чем в прошлые столетия. В результате их площадь может заметно сократиться, и ото льда освободятся большие территории Альп, Антарктики и Арктики.

Группа климатологов под руководством профессора Университета королевы Виктории (Новая Зеландия) Джеймса Ренвика изучила, как менялась температура на южном полюсе Земли – самом холодном и труднодоступном уголке Антарктиды. В прошлом, как показывали замеры с бортов самолетов, температура в его окрестностях постоянно падала из-за формирования озоновой дыры, однако за последние несколько десятилетий ситуация могла поменяться.

Для ответа на этот вопрос Ренвик и его коллеги проанализировали данные с термометров и других инструментов, которые на протяжении полувека собирали на полярной станции Амудсен-Скотт, а также на других антарктических базах. Эти данные представляют собой не только колебания температур, но и то, как менялся характер их движения в центре Антарктиды на протяжении последних сорока лет.

Оказалось, что до середины 1990 годов температура на южном полюсе и в других регионах Антарктиды действительно падала. Однако в последующие три десятка лет они начали резко расти. В этом отношении южный полюс значительно отличался от других уголков Антарктики, где температуры постепенно увеличиваются уже более 40 лет.

Проанализировав другие климатические факторы, не связанные с формированием и исчезновением озоновой дыры, Ренвик и его коллеги пришли к выводу, что это потепление не было связано с влиянием человека. Его причиной могли стать резкие изменения в характере движения ветров над морем Уэделла и тропическими регионами Тихого океана.

Эти сдвиги, в свою очередь, связаны с периодическими колебаниями климата в западной части Тихого океана, так называемым циклом IPO, который переключается между двумя режимами климата каждые 15-30 лет. До середины 1990 годов IPO находился в "положительной" фазе, которая характеризуется относительно высокой температурой воды в тропиках и низкими температурами в Антарктике.

Потом цикл перешел в "отрицательную" фазу, которая сопровождается похолоданием в тропиках и возникновением особых атмосферных волн, благодаря которым в море Уэделла формируются циклоны, а в окрестности южного полюса Земли переносится большое количество тепла.

Из-за этого процесса Южный полюс отобрал звание самого быстро теплеющего региона планеты у полуострова Антарктический, где температуры в прошлом росли почти с такими же темпами. Сейчас его потепление значительно замедлилось или даже пошло в обратную сторону, что, как предполагают исследователи, тоже связано с циклом IPO.

Открытие этого явления, по словам Ренвика и его коллег, важно, поскольку теперь ученым будет довольно сложно понять, насколько потепление Антарктики обусловлено антропогенными выбросами углекислого газа и какая его доля приходится на подобные природные факторы. Последующие наблюдения дадут ответ на этот вопрос, - надеются ученые.