29 ноября в концертном зале «Зарядье» состоится мировая премьера музыкальной драмы «Рождественский пост» композитора Сергея Ахунова на текст Сергея Завьялова.

В исполнении примут участие оркестр Musica Viva под управлением Валентина Урюпина, Новый Русский Квартет, Минин-хор, ансамбль Ансамбль Ex Libris, а также чтецы – Владимир Байков, Татьяна Бондаренко Надежда Маркина, Сергей Шнырев и сам автор текста Сергей Завьялов.

Действие драмы происходит в блокадном Ленинграде. Автор разбивает действие на семь частей, каждая соответствует одной из недель Рождественского поста – с 29 ноября 1941 года по 7 января 1942. Части делятся на повторяющиеся разделы: прогноз погоды, поминание святых по церковному календарю и разрешенная монастырским уставом трапеза, в параллель ей – норма продуктов, выдаваемых по продовольственным карточкам, патологоанатомическое описание симптомов дистрофии, сводки Совинформбюро, сообщающие умирающему городу о победе Красной армии под Москвой и, наконец, строфы Богородичной песни, поющейся на Всенощной в конце очередной недели, унесшей новые десятки тысяч жизней.

В центре каждого раздела – эпизоды из жизни рядовой ленинградской семьи: отец, инвалид предыдущей войны, умирает от голода; полуграмотная мать с трудом понимает, что вокруг происходит; ребенок, теряя силы, уходит в мир гастрономических фантазий. Рядом – соседи по коммунальной квартире: женщина, впадающая в голодный психоз, старик-интеллигент, сочиняющий вдохновенные модернистские стихи о красоте мертвого города. Мы все глубже и глубже погружаемся в реальность блокадного города.

Композитор Сергей Ахунов посвятил это произведение своей маме:

«Не так много времени прошло с тех пор, как я впервые познакомился с поэмой Сергея Завьялова «Рождественский пост» – и был совершенно пленён, Обнаружить такой необычный и крайне интересный текст было большой удачей. Невероятно гибкий, лишённый рифмы, но в тоже время чётко структурированный, он открывал большие возможности для написания музыки и благодаря этому именно музыка становится главным героем драмы.

Всё в этом тексте странно – и поминания святых по церковному календарю, среди которых, например, праведный Фулвиан, князь эфиопский, поминаемый 29-го ноября и совершенно неуместный в блокадном советском городе середины XX века. Или разрешённая монастырским уставом еда рядом с продовольственными карточками, норма которых абсолютно недостаточна для поддержания жизни в человеке. При этом текст совершенно лишён искусственности и какой-либо идеологии. Церковь, существующая 2000 лет, сохраняющая определённый порядок жизни и при войнах, и при других катаклизмах, естественным образом приходит к календарному празднику Рождества, несмотря на то, что это Рождество 1942 года в Ленинграде.

Драма затрагивает глубочайшие вопросы, на которые нет и быть не может общих ответов. Что означает рождение Иисуса Христа в мир, если с Его рождением практически ничего не меняется? Что стало с этим миром за 2000 лет с тех пор, как в него пришёл Сын Божий, и в котором люди также продолжают умирать от голода и страдания? В чём заключается мужество и героизм человека, все силы которого уходят не на борьбу с врагом, а на то, чтобы человеком остаться? Да и ода римского поэта Горация, появляющаяся в 7-й части драмы и воспевающая мужество героев, выглядит двусмысленно на фоне умирающего города».

Рождество как избавление или как традиция церковного уклада? Возможно, в этот вечер каждый зритель попробует найти для себя ответ на этот вопрос.

В постановке использованы отрывки из фильма «Третья Мещанская» режиссёра Абрама Роома 1928 г.

____

С 8 ноября 2021г. посещение концертов возможно только при наличии QR кода с информацией о проведённой вакцинации, недавно перенесённом заболевании или отрицательном результате ПЦР-теста (срок действия – 72 часа), а также паспорта, данные в котором совпадают с данными, указанными в QR коде (ПЦР-тест с QR-кодом поступает на Госуслуги только в случае сдачи теста в лаборатории, подключенной к ЕМИАС).