Александр Дзасохов: "Гейдар Алиев стал исторической личностью, сумев сохранить российско-азербайджанские отношения"

13 мар. 2015 г. в 12:53
1281
 
Александр Дзасохов: "Гейдар Алиев стал исторической личностью, сумев сохранить российско-азербайджанские отношения"

Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения уже два месяца живут в Евразийском экономическом союзе, который называют аналогом европейского общего рынка. Состояние интеграционных процессов  на постсоветском пространстве изучает Интеграционный клуб при председателе Совета Федерации. О деятельности клуба, а также о международных связях России "Вестнику Кавказа" рассказал вице-президент Российского совета по международным делам, Чрезвычайный и Полномочный Посол, экс-президент Северной Осетии Александр Дзасохов.

- Александр Сергеевич, недавно прошло очередное заседание Интеграционного клуба. Какую практическую пользу он может принести?

- Желание создать аудиторию, которая бы постоянно в дискуссионной, реалистической форме обсуждала вопросы создания евразийского проекта, возникло года два тому назад. Конечно, российские политики, известные в нашей стране, имеющие опыт деятельности в международной сфере, откликнулись на эту инициативу. Инициатива принадлежит уважаемой Валентине Ивановне Матвиенко, тем более что она сама специалист в области международных отношений. Она блестяще окончила в свое время дипломатическую академию в МИД и была послом в двух государствах, в том числе в Греческой республике.
В состав этого Интеграционного клуба входят директора крупнейших академических институтов международного профиля, а том числе, Александр Дейкин (Институт мировой экономики и международных отношений), Сергей Рогов (Институт США и Канады), Виталий Наумкин (Институт востоковедения). Я считаю, что это очень эффективная форма свободной дискуссии по самым важным вопросам, связанным с формированием ЕАЭС в XXI веке. На недавно состоявшемся нашем заседании в Совете Федерации мы подводили итоги за 2014 год и расстались после заседания многочасового с убеждением, что занимаемся нужным делом.
С 1 января речь идет не о Таможенном союзе, не о проекте евразийском, а о том, что с 1 января в полную силу вступила с точки зрения правовых и программных документов вся система работы ЕАЭС. Из всех крупных политических событий последнего времени вопрос создания ЕАЭС является, с моей точки зрения, наиболее отвечающим интересам не только политиков, не только глав государств, но и жителей тех стран, которые на этом этапе входят в состав ЕАЭС. Поэтому мы все условились, что будем заниматься регулярно этим вопросом и в 2015 году.

- Россия живет в условиях санкций. Соответственно, роль приграничного сотрудничества возрастает еще больше. Какие перспективы вы видите в этом плане в отношениях России и Азербайджана?

- Россия не только крупная по масштабам географическим страна, но более 40 субъектов РФ являются приграничными, имеют границы с сопредельными государствами. Например, российско-казахстанская граница самая длинная из всех границ соседствующих государств в мире.
Приграничные территории имеют исключительное значение с точки зрения поддержания добрососедских отношений, осуществления хозяйственных связей, гуманитарных контактов, решения задач, связанных с инфраструктурой, с дорогами, с торговлей.
С Азербайджаном у нас есть и сухопутная, и морская границы. С ним граничит Дагестан, одна из самых крупных северокавказских республик. Что касается особенностей, традиций и даже специализации в экономической сфере, то между Северным Кавказом и Азербайджаном много общего. На упомянутом мною заседании мы условились, что в октябре в столице Дагестана Махачкале соберем форум. Он целиком будет посвящен роли приграничных территорий на опыте российско-азербайджанской границы в развитии приемлемых форм сотрудничества наших приграничных областей, краев и республик с соседями.
Опыт сотрудничества с Азербайджаном приграничных регионов есть не только у Дагестана. Недавно председатель правительства Северной Осетии Сергей Токоев находился с визитом в Баку, где было подписано соглашение об экономическом и торговом сотрудничестве между Азербайджаном и Северной Осетией-Аланией.

- В условиях кризиса какую роль может сыграть Северная Осетия в плане импортозамещения? Что может предложить республика?

- В сложившихся обстоятельствах, которые, надеюсь, носят временный характер, каждая республика, область, край должна мобилизовать имеющиеся ресурсы. На Северном Кавказе очень опытные руководители, они имеют и волю, и знания для того, чтобы минимизировать негативное воздействие санкций на материальную жизнь жителей Северного Кавказа.

- Вы политик с колоссальным стажем работы, были свидетелем, очевидцем и участником многих событий, в частности были знакомы с президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым, приняли участие в работе над книгой «Идущий впереди». Можете поделиться каким-нибудь ярким эпизодом из воспоминаний о нем?

- Имя и дела Гейдара Алиевича принадлежат не только истории, но они сегодняшнему дню. Многие его поступки, его мысли, его представления о завтрашнем дне Азербайджана и о будущем азербайджано-российских отношений имеют современное практическое значение. Я бы советовал каждому, кто занимается государственными делами, обращаться к политическому и государственному наследию Гейдара Алиевича.
Я много лет был близко знаком с Гейдаром Алиевичем. Не хочу уподобляться тем, кто говорит, что "мы были друзьями", но у нас были добрые, хорошие отношения, нам всегда было интересно, будь то короткая встреча или продолжительная. Алиев – личность! Он пришел в большую политику из совершенно другой сферы. Он профессиональный разведчик, имел звание генерала. Когда его избрали руководителем Азербайджана, то некоторые сомневались, сможет ли он эту успешную, авторитетную, промышленную, инженерную, научную и нефтяную республику сохранить. Но таких было меньшинство.
Я верил в его возможности, потому что за его плечами было знание не только Кавказа, но и всей нашей страны. Он хорошо представлял положение на сопредельных территориях - и в Турции, и в Иране. Он прислушивался к мнению собеседника, будь то подчиненный или гость, приехавший из Москвы. У него не было заготовленных и единственно правильных ответов на вопросы. У него была своя точка зрения, но он всегда считал необходимым это проверить, сопоставить, подискутировать.
С моим участием, по моей инициативе в Азербайджане проводили несколько мероприятий. Одно из них в 1960-х было посвящено очередному юбилею Великой октябрьской социалистической революции. Это был огромный форум, приехали делегации из 70 стран, причем авторитетные действующие руководители государств, лидеры всемирно известных партий. Алиев выступал с центральным докладом, причем полностью вник в суть вопроса и на опыте Азербайджана показал убедительно, с иллюстрациями, фактами, чего может достигнуть народ в ту цивилизационную эпоху, которая называется советской.
Он приводил множество интересных малоизвестных примеров за все десятилетия современной истории Азербайджана. Алиев внимательно относился к деятелям культуры. Все звезды с мировым именем, вышедшие из Азербайджана в годы работы там Гейдара Алиева и в годы, когда он работал в Москве, испытали на себе внимание своего великого современника.
Я ценю позицию азербайджанского народа, интеллигенции, руководства и президента Ильхама Алиева заключающуюся в том, что годы проходят, а внимание к личности Гейдара Алиева не уменьшается. Его знают везде - и в Сибири, и за Уралом, и на Севере, и на Кавказе.
Поэтому Кавказ дал немало выдающих личностей в ХХ веке для истории нашего государства, и один из ярчайших представителей – Гейдар Алиев.
Когда в самой России, узко и слишком прагматично смотрели на вопросы сотрудничества с бывшими союзными республиками, он воспринял это без раздражения. Но у него было достаточно взгляда на перспективу, выдержки и политической культуры. Он понимал, что 1990-е годы утрясутся, все будет нормально. Он проявил выдержку, в отличие от некоторых новых лидеров государств, которые образовались после распада СССР. Он стал исторической личностью, сумев сохранить российско-азербайджанские отношения.

- Есть точка зрения, что отставка Алиева в свое время была одной из частей плана по развалу Советского Союза. Разделяете ли вы подобное мнение?

- Если проводить широкий анализ этого вопроса, то, конечно, место такому суждению найдется, но считать, что это была центральная причина, не следует. Распад нашей страны не был результатом закономерного процесса. Сыграли роль личности, в частности Ельцин и Горбачев, имевшие разные представления о судьбе страны. Сейчас говорят, что «мы знали, что страна распадется». Никто ничего не знал, и Запад не знал этого! Не надо задним числом выстраивать конспирологические теории.
Правда заключается в том, что, являясь первым заместителем председателя правительства Советского Союза, мировой державы, Гейдар Алиевич блестяще справлялся с очень разнообразными и очень важными сферами государственной деятельности. Его отсутствие в политическом руководстве, конечно, отрицательно сказалось на стране. Не было никаких оснований для того, чтобы в составе политического руководства и руководства правительства не было бы Алиева. Его присутствие было бы только на пользу стране. Это совершенно очевидно.

- Давайте немножко поговорим о Ближнем Востоке. В 1980-х вы работали послом в Сирии. Мы уже несколько лет наблюдаем за печальными событиями там. По вашему мнению, какая судьба ожидает эту страну?

- Сирия –страна-музей. Там классический ислам, прекрасная арабская литература, один из самых разнообразных литературных арабских языков. Между тем, в сирийском городке Маалюля до сих пор говорят на арамейском языке, на языке Христа.
Когда на территории этой страны идут боевые действия, это наносит огромный ущерб мировой цивилизации. С самого начала кризиса вокруг Сирии президент РФ Владимир Владимирович Путин занял принципиальную позицию, отказавшись следовать курсу Вашингтона, который делал ставку на смену режима методами, мало отличающимися от применявшихся в Ираке с Саддамом Хусейном и потом в Ливии. Благодаря позиции нашей страны, Сирия осталась суверенным государством, способным защитить свои национальные интересы. Если бы в Сирии произошла "арабская весна", то арабский мир потерял бы светское государство, где есть разные конфессии. Мир потерял бы страну, где есть традиции сирийской дипломатии, очень важной, потому что Сирия играла огромную большую роль в ближневосточных делах, еще когда Хафез Асад был президентом.
Сирия исторически связана с Кавказом. Если бы траектория пошла по драматическому пути, то Кавказ бы на себе испытал эхо этой трагедии. Какие-то радикальные элементы попытались бы расширить успех на кавказском направлении. На стороне Сирии мы защищаем наши национальные интересы на юге Кавказа.
С другой стороны, когда Сирия защищает свои национальные интересы, то она выступает на стороне и других государств и народов. Потому что не дает возможности реализоваться средневековым формам образования государств. Я был послом больше 20 лет назад, но горжусь тем, что ежедневно поддерживаю контакты с сирийскими друзьями.
Сирия очень связана с Россией. 100 тыс. граждан Сирии получили образование в вузах нашей большой страны. 35 тыс. семей – смешанные браки сирийцев и наших девушек. В основном это счастливые семьи. Недавно запускали лжеинформацию, что мы изменим позицию по Сирии в ответ на послабления по украинской позиции. Но современная Россия эпохи Путина не торгует своими хорошо продуманными взглядами на всю сферу между отношений.

- В этом году мы будем отмечать 70-летие победы в Великой отечественной войне. Александр Сергеевич, каким был вклад Кавказа в общее дело победы?

- Этот юбилей – хорошая возможность сказать правду о той войне. В общем потоке ничем не обоснованных выпадов против нашей страны появились лжеисторические взгляды на то, какова роль была других государств в разгроме третьего Рейха. Все послевоенные годы никто не сомневался, что именно советский народ, наши вооруженные силы, талант наших полководцев, единство нашего многонационального народа, его массовый героизм сыграли решающую роль в разгроме гитлеровской Германии. Сейчас это пытаются подвергать сомнению. Я не верю, что успех в этих недобрых намерений восторжествует, но, руку надо держать на пульсе.
Народы Кавказа внесли весомый вклад в общую победу. Они держали мощную оборону, в частности под Ростовом. Германские войска в ноябре 1942 года рвались прямо на столицу Северной Осетии. У них был цель овладеть Владикавказом, откуда Военно-Грузинская дорога выходит на Закавказье, а рядом Грозный с достаточно важными сырьевыми запасами нефти. К 60-летию победы мы создали в Северной Осетии мемориал славы, там есть все страницы участия жителей республики в Великой Отечественной войне. Вклад в Победу внес весь Кавказ, все республики, огромный вклад внес Азербайджан. Поэтому давайте подарим правду нашей молодежи о Великой Отечественной войне, и пусть это станет стимулом для единства наших народов, чтобы эхо этой победы было слышно на всем пространстве бывшей нашей великой страны и во всем мире. Я уверен, что так думают сотни тысяч людей во многих десятках других государств, которые стоят на правдивых позициях.