Гость программы "Трибуна" член Комитета Совета Федерации по социальной политике, сенатор от ХМАО Эдуард Исаков рассказал о подготовке российских спортсменов к Паралимпиаде, которая пройдет в Рио-де-Жанейро с 7 по 18 сентября.
- Эдуард Владимирович, как идет подготовка к Паралимпиаде, какие бы основные моменты вы выделили?
- До начала Паралимпийских игр осталось чуть больше 100 дней. Соревнования пройдут с 7 по 18 сентября на тех же площадках, что и Олимпийские игры. Ожидается приезд более 4000 спортсменов из 179 стран. В программе Паралимпийских игр - 22 вида спорта, будет разыгрываться более 500 комплектов медалей. Сейчас проходят последние рейтинговые соревнования, где паралимпийцы могут получить лицензии на право участия в этих Играх. Наша команда готовится на олимпийских объектах, на базах Министерства спорта. Эти базы уникальны, отвечают всем международным требованиям.
Сейчас проходит Чемпионат России, где старшие тренеры сборной команды России уже практически сформируют состав сборной команды России для участия в Паралимпийских играх. К сожалению, из 22 видов спорта Россия будет представлена в лучшем случае в 17-18 видах. Уже точно можно сказать, что в баскетболе на колясках и регби на колясках наши спортсмены не будут участвовать – они не прошли отборочные соревнования.
Новые виды спорта на этих Паралимпийских играх - гребля на байдарках и каноэ и паратриатлон. Надеемся, что наши спортсмены попадут на эти соревнования. Конечно, Паралимпийский комитет России, Министерство спорта делают все возможное для комфортной и качественной подготовки наших спортсменов к этим Играм. Сейчас идет работа с научными группами, подключена спортивная медицина, Олимпийский комитет тесно работает с субъектами, со спортсменами, которые представляют те или иные регионы. На Паралимпийских играх будут представлены спортсмены из 60 регионов.
- В том числе из Ханты-Мансийского автономного округа?
- Да. У нас проходят подготовку 10 спортсменов. Хочу обратить особое внимание на то, что наши спортсмены не "параллелят" зачеты с другими регионами, представляют только наш округ. Я противник параллельных зачетов. Бывает, что спортсмен представляет сразу три региона, а потом по отчетам получается, что в каждом регионе у нас есть медали, а фактически, если посчитать, сколько их было завоевано на Паралимпийских играх, то получается в два-три раза меньше. На мой взгляд, эти параллельные зачет недопустимы. Необходимо каждому региону делать все возможное, чтобы люди с инвалидностью могли заниматься на равных с обычными спортсменами.
- Какие основные проблемы при подготовке?
- На уровне спорта высших достижений делается все возможное – спортсмены включены а федеральные целевые программы по подготовке к соревнованиям, предусмотрены учебно-тренировочные сборы, приобретение инвентаря, экипировки, проходят конкурсы, по приоритетным видам спорта в субъекты перечисляются определенные суммы на поддержку того или иного вида спорта. Но еще в некоторых регионах, муниципальных образованиях развитие адаптивного спорта оставляет желать лучшего. Три года назад Минтруд издал приказ 626, рекомендующий муниципальным образованиям определить объекты социальной инфраструктуры, которые востребованы людям с инвалидностью, и для других маломобильных групп населения - вокзалы, больницы, спортивные объекты, культурные объекты. Должны быть созданы комиссии по паспортизации этих объектов. В комиссии должны были обязательно входить общественные организации инвалидов, собственники этих учреждений, отраслевые руководители. По итогам работы этой комиссии все эти объекты должны получить паспорт доступности. В этом паспорте доступности должны быть определены барьеры, которые мешают людям с инвалидностью. Кроме этих барьеров должны быть определены источники финансирования по устранению этих барьеров и сроки. Многие объекты, получив паспорт доступности, вроде бы отчитались перед Минтрудом - да, у нас есть паспорт доступности. Но получилось половинчатое выполнение этого приказа. Доступная среда организована частично.
С 1 января 2016 года вступил в силу 419 ФЗ,который в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, предполагает изменения в 25 федеральных законах и законах субъектов РФ. Изменения, касающиеся доступа инвалидов или права инвалидов на равные занятия спортом, образование, культуру, социальную жизнь. Минтруд, знает, что паспорта доступности у всех есть, и получается, что вступают новые компетенции этих ведомств. Сейчас при формировании индивидуальной программы реабилитации человека с инвалидностью подключается Министерство образования, Министерство спорта, Министерство здравоохранения, Фонд социального страхования. И они в своей графе индивидуальной программы реабилитации уже прописывают, например, если мы говорим о спорте, что тому или иному человеку с инвалидностью показаны занятия физической культурой и спортом. Кроме этого, необходимо указать, по какой программе человек с инвалидностью должен заниматься, где, на каком объекте.
Однако сейчас получается, что региональное Министерство спорта рекомендует человеку с инвалидностью занятие тем или иным видом спорта на том объекте, где должны быть предоставлены услуги для инвалидов. Но при этом спортивный объект или частично доступен или совсем не доступен.
- Но паспорт имеет?
- Да, паспорт имеет. В нем прописаны эти барьеры. Паспорт получен. Человеку написали в карте индивидуальную программу реабилитации. А каким образом ему предоставить эту услугу? Здесь есть упущения!
Кроме того, в 31 статье 329 федерального закона о физической культуре и спорте прописано, что адаптивная физическая культура и спорт - приоритетное направление. Значит, при формировании бюджета мы прежде всего должны учесть интересы людей с инвалидностью по адаптивному спорту. Но на практике происходит все наоборот. Сначала мы определяем финансирование на спорт здоровых, соответственно, на инвалидов практически ничего не остается.
Я считаю, что людям с инвалидностью не надо никаких приоритетов. Определили для обычных людей финансирование, но не забудьте про людей с инвалидностью.
Что сделано в Ханты-Мансийском автономном округе? В 2011 году, когда я этот вопрос ставил на Совете по делам инвалидов при губернаторе, Наталья Владимировна Комарова сказала: «Раз вопрос задаешь, предлагай, что надо сделать». Я ответил - если количество людей с инвалидностью примерно около 10%, значит, логично будет, если финансирование на спорт будет выделяться соответственно - 10% должно идти на людей с инвалидностью. И пошла работа - хватило одной рекомендации губернатора. Теперь люди с инвалидностью знают сколько выделяется денег, и они могут это всегда проверить. Ведь сейчас все бюджеты есть на сайтах. Человек с инвалидностью знает, какая сумма направлена на весь спорт, и они знают, что из этой суммы 10% - их.
Деньги идут на подготовку к окружным соревнованиям, на экипировку, на оборудование, на инвентарь. И люди комфортно занимаются, готовятся к региональным соревнованиям. У нас в год проводится около 40 таких соревнований по адаптивному спорту. Эти соревнования являются вторым этапом, а первый этап – это отборочные соревнования в городе.
Продолжение следует