Екатерина Лахова: "Социальный опыт женщин должен быть реализован"

14 окт. 2015 г. в 12:28
1584
 

Недавно в Санкт-Петербурге прошел Евразийский женский форум, на котором присутствовали представители более 80 стран мира, в том числе США и Евросоюза. О форуме и о женском движении вообще ведущему программы "Трибуна" Владимиру Нестерову рассказала член комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам севера, сенатор от Брянской области, председатель Союза женщин России Екатерина Лахова.

- Екатерина Филипповна, расскажите, пожалуйста, о ключевых моментах форума?

- Когда в мире нестабильно, когда вспыхивают очаги войны, голос женщин должен быть  слышен. Женщина всегда за мир, за согласие, за социальное благополучие, ведь ее беспокоит будущее детей. Международный женский форум прошел под лозунгом «За мир, согласие, гармонию и социальное благополучие». В европейских странах пытались блокировать приезд к нам участниц, особенно тех, которые занимают статусное положение. Тем не менее приехали представительницы политических партий, женских организаций. Были независимые участницы, немного оппозиционные власти в европейских странах, которые у нас получили возможность выступить.

- Какие вопросы поднимались на форуме?

- Мы затронули и вопросы здоровья, и вопросы семьи, и вопросы гуманитарные, проблемы благотворительности и  информационного освещения - на секции «Женщина и СМИ». Потому что образ женщины, который сегодня формируют СМИ, тоже очень важен. Мы опирались на Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которую наша страна ратифицировала еще во времена Советского Союза, а мы стали правопреемниками этой конвенции. Советский Союз был одним из инициаторов появления этой конвенции. Потому что во всем мире права женщин в разных направлениях и сферах ущемляются, хотя и в разной мере. Например, у нас неактуальна тема «Женщина и образование», ведь девушки составляют 59-60% российских студентов и учатся лучше. Другое дело, что в последующем у женщины есть выбор – карьера или семья. Но лучше, когда государство даст возможность и сделать карьеру сделать, и родить детей. Для этого нужна отдельная государственная политика по поддержке женщин.

Союз женщин России работал во всех секциях. Был важен доклад [спикера Совета федерации] Валентины Ивановны Матвиенко - третьего лица в государстве. Это важно в такое непростое время, когда Россию пытаются изолировать. Теперь во многих субъектах федерации пройдут аналогичные форумы. А на федеральном уровне, например, Союз работает с польской организацией «Лига польских женщин». В их делегацию вошло десять человек, и Валентина Мтавиенко даже награждала председателя регионального отделения Лиги польских женщин  Барбару Матвей, которая в маленьком городе Цехоцинек в течение 20 лет проводит певческий фестиваль для инвалидов, для детей.

- В последнее время польские СМИ не очень благожелательно относятся к России. И в целом в Польше наблюдаются антироссийские настроения. А у Союза женщин России очень тесные связи с Лигой польских женщин. Расскажите подробнее про фестиваль Анны Герман.

- Лига польских женщин три года назад предложила нам идею проведения этого фестиваля. Они меня пригласили на 100-летие Лиги польских женщин, и я видела, что женщины в Польше совершенно по-другому относятся к России, чем первые лица государства, которые высказывают неприятные вещи, уничтожают памятники.

Первый канал снял многосерийный фильм, посвященный Анне Герман. Он имел колоссальный успех в Польше, но было сложно там его "протащить" на экраны. Рейтинг был очень высокий, даже второй раз показывали. Современное поколение совсем не знают песен Анны Герман, а тут – такой всплеск интереса молодежи к ее творчеству.

Первый конкурс проходил в Варшаве. 10 человек, которые прошли у нас в России отбор, поехали в Варшаву. С польской стороны тоже было 10 исполнителей. Они жили вместе две недели, сотрудничали. Выступали в театре в день национального праздника, я тогда боялась, что я выйду, а меня яблоками забросают. Но нет - встреча была очень хорошей. Второй концерт мы дали в маленьком городе Цехоцинке.

В этом году мы принимаем поляков. Отбор уже прошел. Причем к нам в этом году присоединились белорусы. Из 20 участников – четверо из Белоруссии. У нас уже есть предварительная договоренность, что бы фестиваль проходил в Калининградской области, которая граничит с Польшей, и Белоруссия там недалеко.

Такие контакты очень важны не только для сферы культуры. Так, наши предприниматели из Уфы вышли на предпринимателей из Польши. Там предприятием руководит женщина. Одна  в разговоре упомянула: "У меня такой дефицит ткани!", а другая говорит: "А я не знаю, куда свою сбывать". Так идет обмен - нет никаких преград во взаимоотношениях. Фестиваль Анны Герман – это продолжение нашего международного форума женщина, но уже через культурные связи. Сейчас на контакт с нами вышла китайская федерация женщин-художниц. Вообще Китайская Федерация женщин очень сильная организация, а женщины художницы - это секция. Они приехали к нам с предложением сделать передвижную выставку картин. Так и развиваем гуманитарные контакты.

- 27 октября в Женеве соберется комитет ООН по всем видам дискриминации женщин. Соответствующий документ подписало 188 стран, только США не ратифицировали его. Что ожидается в Женеве? И почему американцы до сих пор не ратифицировали документ?

- Американцы не ратифицировали даже Конвенцию о правах ребенка, потому что они считают, что у них и так все хорошо. Они могут только нас учить, а о том, как у них нарушаются права детей, права женщин, они не говорят, живут двойными стандартами.

Что касается Конвенции – это периодический доклад, который делается раз в четыре года. Наша страна отчитывается уже не первый год, но в нынешней ситуации, думаю, это будет делать тяжелее. Поскольку сейчас к России наблюдается предвзятое отношение. По Крыму нам дали целый список предварительных вопросов, которые могут возникнуть, так как правовую оценку прав женщин в основном осуществляли организации, которые финансируются из-за рубежа. Критикуют то, каким образом прошла интеграция [Крыма в состав России]. Есть и частные вопросы – вспоминают про Надежду Савченко, про "Пусси Райт".

Тем не менее в конвенции есть главы, по которым можно говорить о реальном ущемлении прав, например, домашнее насилие. У нас проект закона инициировали общественные организации, они проводили обсуждение, он уже проходит согласование в правительстве, в администрации президента. Надеюсь, что скоро этот закон вступит в силу. Но даже если мы его примем, это не значит, что насилия в семьях станет меньше. Самое главное, чтобы женщины понимали, когда и как они могут защитить свои права. - Женщинам пока не хватает правовой грамотности, несмотря на все наши усилия. Думаю, должно смениться два-три поколения, что бы женщины ее приобрели.

Важный вопрос – коренные немногочисленные народы, права которых у нас якобы нарушаются. Конечно, у нас есть нарушения, как в любой другой стране, в любой другой сфере. Но я не вижу, что у нас есть системные нарушения.

Действительно больной вопрос - дифференцированная оплата. Женщина получает лишь 65% от заработанной платы мужчин.

- Но эта проблема характерна не только для России?

- В европейских странах разница значительно меньше. У нас 65%, а у них всего 10-15%.

Будут вопросы к нам также по легализации проституции, защите прав проституток, по однополым бракам, защите их прав. Мы ж им, бедным, не даем митинги проводить. Но это наше дело, это наше государство, идеология, менталитет, традиции.

- То есть по ряду вопросов мы будем держать оборонительную позицию?

- Будем. Представительницы наших региональных организаций Алтайского края и Амурской области были на совещании по правам человека в ОБСЕ. Там их никто не слышал, там никого не интересует фактура, есть лишь установка, что Россия – агрессор, захватчик…

- Давайте обсудим такую тему, как женщина во власти. Затронем специфику регионов российского Кавказа. Вы говорили, что, допустим, на Чукотке наибольшее количество женщин представлено во власти - 48%. А регионы российского Кавказа таким похвастать не могут…

- Парламент Кабардино-Балкарии возглавила женщина. Татьяну Егорову я великолепно знаю, она была депутатом госсовета. У нас сейчас шесть региональных парламентов возглавляют женщины. 13 среди крупнейших городов России тоже возглавляют женщины. Три губернатора женщины. Но на Кавказе сложно пробивается этот вопрос.

- Есть ли такие регионы, в которых вообще нет женщин ни в правительстве, ни в парламенте?

- Нет, таких нет. Но в отстающих у нас Оренбургская область, Новосибирск. Я считаю, что это во многом зависит знаете от активности женских организаций в регионах. Мужчины должны понимать, что они будут только выигрывать во власти, если какие-то направления, особенно социальные, будут возглавлять именно женщины.

Гармонии можно достичь только тогда, когда вместе обсуждаешь тот или иной вопрос. Женщина ведь все через себя пропускает. Социальный опыт, который у женщин накоплен, должен быть реализован. В Ставропольском крае, Ростовской области, Краснодарском крае женщины принимают активное участие в принятии решений. А вот, что касается Дагестана, Чечни, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, там ситуация другая.

По Кавказу придется "объясняться" и в Женеве – там заметили возрастную разницу при регистрации браков. Но это тоже право выбора женщины. Если муж на 30-40 лет старше и есть согласие жены, то это уже традиции.

- Если не ошибаюсь, в Удмуртии традиционным браком считается, когда мужчина моложе женщины на 10-12 лет, и она "выстраивает" себе мужа по тому образцу, который считает нужным. Не знаю, насколько сейчас эта традицияработает в нашем современном обществе, но, тем не менее, тоже такое есть.

- В Удмуртии женщины очень сильные.

- Какие ключевые мероприятия Союза женщин России запланированы на ближайшее время?

- Мы являемся грант-операторами, поэтому будем подводить итоги, отбирать заявки, смотреть на качество подготовки проектов. На следующей неделе мы начинаем проводить Школу гражданской активности. Из разных регионов приедут женщины на четырехдневную учебу - кадры готовим. В ноябре мы проводим не только фестиваль Анны Герман, но и восьмой фестиваль театров малой формы. Театры из 20 регионов выезжают в закрытые учреждения для детей. В декабре в Питере будет проходить большой форум, как бы продолжение Евразийского женского форума, где будут обсуждаться прозвучавшие на нем предложения. Много мероприятий проходит параллельно в разных субъектах Федерации. На той неделе я уезжаю в Ульяновск. Там будет проходить форум, и должна сказать, что активная поддержка идет со стороны губернатора Сергея Морозова. Выстраиванию социальной политики у него должны поучиться многие регионы Поволжья.