Ильяс Умаханов: «Отношения Москвы и Баку могут измениться, но только в позитивную сторону»

9 нояб. 2015 г. в 12:17
1263
 

Гость программы «Трибуна» вице-спикер верхней палаты российского парламента Ильяс Умаханов рассказал про Всемирный конгресс соотечественников, парламентские выборы в Азербаджайне, хадж, а также работу АМОР и ЕАЭС.

- В Москве прошел Всемирный конгресс соотечественников, в открытии которого приняли участие глава государства, председатель Совета Федерации. Год от года этот форум становится все более представительным? Достаточное ли внимание государство уделяет соотечественниками?

- Во всем мире и среди наших соотечественников существует большой интерес к тому, что происходит в Российской Федерации. На конгрессе присутствовали представители 97 стран. Руководство страны проводит последовательную линию на усиление работы с соотечественниками. Прежде всего, это продвижение русского языка, русской школы, русской культуры и литературы, без чего соотечественники за рубежом чувствовали бы себя крайне дискомфортно. Поворот произошел, в частности, с созданием Россотрудничества, главной целью которого является продвижение элементов мягкой силы с опорой на наших соотечественников. Практически в каждой стране есть центры, которые координируют и систематизируют эту работу. Большое внимание уделяется соотечественникам со стороны общественных и религиозных организаций. На форуме его Святейшество Патриарх говорил и о духовности, и о культуре, и о религии, как о важном элементе укрепления связей с Родиной. Все это в совокупности дает эффект, при котором мы, с одной стороны, чувствуем большую защищенность наших соотечественников (а это 30 млн человек), а с другой стороны, видим системную, целенаправленную работу со стороны и уполномоченных органов, и общественных структур, и рядовых граждан в направлении усиления такого взаимодействия.

Мне вспоминается несколько замечательных инициатив, скажем, издание специального учебника по истории для наших соотечественников, инициативы по созданию серии памятников, которые будут символизировать примирение разных поколений соотечественников, которые покинули родину не по своей воле, но сегодня готовы оказывать помощь и моральную, и политическую, и организационную, для возрождения России.

Убежден, что от года в год эта работа будет только усиливаться, и важно не только красиво проводить конгрессы, но и находить новые форматы работы, максимально вовлекая в это молодежь.

- В прошлые выходные прошли выборы в Азербайджане, вы ездили туда с парламентской делегации в качестве наблюдателя от Совета Федерации. В какой обстановке проходили выборы?

- Мне есть с чем сравнивать. Я не в первый раз принимаю участие в миссии СНГ в Азербайджанской Республике - был и на президентских выборах, и на парламентских выборах. Я отметил бы качественно иную организацию самих выборов. Это самые передовые технологии, которые включают в себя и вебкамеры, и прозрачные урны, возможность разместить достаточно большое количество наблюдателей. Мне довелось посетить 15 участков в первой половине дня. Все они находились в просторных помещениях, где можно было обеспечить всю необходимую работу.

Невзирая на то, что погода была не очень приветливая, было прохладно, ветер, но люди с хорошим настроением шли на выборы. Причем в сельских районах эмоциональный подъем у людей был еще выше, чем в Баку. Когда люди спозаранку идут на выборы, это напоминает советские времена, когда люди шли на выборы, как на праздник.

В Баку активность была пониже, но в целом 55% - это достаточно хороший результат, который свидетельствует о том, что никто искусственно эти цифры не подгонял, и у людей было полное право свободного волеизъявления в отношении тех или иных партий, в отношении тех или иных кандидатов. Было много самовыдвиженцев. На каждое место в парламенте баллотировалось более пяти кандидатов.

Как и на всех выборах, наверное, какие-то отдельные нарушения могли иметь место, но грубых нарушений, которые могли поставить под сомнение итоги выборов, в нашем распоряжении не было. Это связано с тем, что за последние годы Азербайджан принял целый ряд законодательных актов, которые соответствуют самым передовым избирательным практикам, европейским стандартам. Кроме того, заметны позитивные сдвиги в социально-экономической жизни азербайджанского народа. Поэтому люди идут на выборы с хорошим настроением, они знают, что есть подвижки, проходят реформы, общественно-политическая консолидация.

- Стоит ли ожидать в ближайшее время каких-то изменений в политике республики по отношению к России?

- Хочу верить, что изменения могут быть в позитивную сторону, поскольку два наших народа связывает многовековая дружба, сотрудничество, взаимодействие. Сейчас идет активное сотрудничество и в экономической сфере. Растет товарооборот сельскохозяйственной продукции. Замечательные примеры сотрудничества есть и в гуманитарной сфере – недавно открыт филиал Медицинской академии им. Сеченова, а до этого филиал МГУ в Баку. Одновременно в России работает 100 школ, где изучают азербайджанский язык. Это все в интересах наших народов.

- В Баку вы встречались с Ильхамом Алиевым. Какие темы обсуждались на встрече?

- Первая и главная тема – впечатления от выборов. К тому моменту мы с коллегами проехали немалую часть участков, там были представители и других организаций. Все было организовано качественно, отражало лучшие стандарты организации выборов, и я поделился этим с президентом. Он рассказал, что налажена система, когда люди могут в режиме онлайн смотреть на то, что происходит на избирательных участках, потому что многие из них оборудованы вебкамерами. Такие совершенные формы контроля, наблюдения за выборами на Западе применяются не везде.

- В России было введено относительно недавно…

- Совершенно верно, совершенно верно. Есть целый ряд вещей, которым можно поучиться в Азербайджане. Были те, кто не приехал наблюдать за выборами, ссылаясь на то, что в ходе выборов могут быть нарушения. Сама по себе постановка вопроса несколько циничная, ведь сама миссия предполагает, что ты едешь для того, чтобы наблюдать и соотносить избирательное право, избирательные законы с той практикой, которая существует. 

- Вы также приняли участие в ежегодном форуме АМОР. Какую роль молодежь Азербайджана играет сегодня?

- Это был уже шестой форум в Москве. Меня порадовала сама организация азербайджанской молодежи, проживающей в Российской Федерации. Они затрагивают широкий спектр проблем, включая посадку деревьев, сдачу донорской крови, проведение культурных мероприятий, спортивных мероприятий. Кстати, когда мы говорили с президентом Алиевым, он упоминал АМОР. Президент сказал, что есть две главные задачи, на которые ориентируется Ассоциация азербайджанской молодежи в России - достойно представлять свою страну, быть ее визитной карточкой, а с другой стороны, помогать азербайджанской молодежи адаптироваться к российским условиям, к российскому законодательству, интегрироваться в российскую общественную среду. Эти две задачи взаимосвязаны. Когда появляется такого рода организация, это очень важное подспорье для работы в регионах. АМОР имеет 70 филиалов в 70 регионах Российской Федерации.

- Насколько реально вступление Азербайджана в ЕАЭС и что даст ему это членство?

- Любое интеграционное объединение расширяет возможности для экономического сотрудничества, для товарооборота стран, для инвестиционной активности, и ЕврАзЭС, который имеет тенденцию к расширению, для Азербайджана представляет очень интересный рынок с точки зрения свободного движения капиталов, товаров, услуг. Это потенциальные возможности, которые для Азербайджана могут в случае вступления открываться. Но от потенциала до конкретных механизмов его реализации есть определенная дистанция. От того, насколько хорошо расширяющийся ЕврАзЭС сработает в условиях не очень благоприятной международной экономической конъюнктуры, зависит его привлекательность для других стран. Организация открыта для сотрудничества, которое может развиваться в различных формах - от полноценного вступления до ассоциативных форм, если они не противоречат тем договоренностям и соглашениям, которые уже приняты и работают в ЕврАзЭС. Об этом мы говорим применительно не только к отдельным странам, но и целым интеграционным объединениям. Это касается предложений, которые много лет назад прозвучали в адрес Украины, это касается Европейского союза, и многих других интеграционных объединений. 

-  Как глава российской хадж миссии, вы могли бы подвести итоги за этот год?

- На протяжении многих лет уникальная система управления хаджем, которая включает в себя участие органов власти, комиссии по делам религиозных объединений при правительстве РФ, участие духовных управлений, регионов России, дает хорошие результаты.

Это очень показательно на примере крымских татар, которые за эти два последних года удвоили свое представительство среди паломников. Они очень естественно адаптировались в общую мусульманскую умму, которая не разделяет по национальностям, выступает таким общероссийским отрядом, совершающим хадж. Есть целый ряд недоработок в том, что касается финансовой дисциплины, рисков, связанных, с использованием тех или иных авиакомпаний, но итоговую оценку «удовлетворительно с плюсом» итогам хаджа мы можем поставить.

Особенность этого хаджа заключается в том, что мы впервые не выбрали квоту. Это связано и с экономическими условиями, и с теми событиями, которые произошли в Саудовской Аравии во время и до хаджа. Все это повлияло на количество людей, которые изъявили желание совершить хадж.

- Если Россия не выбрала квоту, ей могут ее сократить?

- Думаю, что об этом не может идти речи. Квота утверждена, исходя из простого принципа – один паломник на тысячу мусульман. Это формулу никто не менял, исключение было сделано три года назад по инициативе самой Саудовской Аравии, тогда она сократила квоту из-за работ по реконструкции в самой Мекке. Думаю, после стабилизации экономической ситуации, курса доллара желающих совершить хадж всегда будет достаточно.