Как далеко заведет Турцию и США "звонкая риторика" по НАТО?

19 июл. 2016 г. в 22:18
1029
 
Как далеко заведет Турцию и США "звонкая риторика" по НАТО?

После провалившейся попытки военного переворота в Турции отношения между Анкарой и Вашингтоном резко охладились. Камнями преткновения стали выдача исламского богослова Фетхуллы Гюлена, который живет сейчас в Америке и которого власти Турции считают вдохновителем путча, а также смертная казнь, о возвращении которой все более уверенно говорят первые лица Турции.

Так, госсекретарь США Джон Керри сегодня выразил обеспокоенность продолжающимися арестами и задержаниями тысяч чиновников в Турции, призвав турецкое правительство соблюдать демократические принципы.

Больше всего главу Госдепа встревожило то, что власти Турции рассматривают вопрос о введении смертной казни: по его мнению, это угрожает демократическим принципам, что, в свою очередь, ставит под вопрос членство Турции в НАТО, пишет Washington Post.

В свою очередь, премьер-министр Турции Бинали Йылдырым предупредил, что Анкара может пересмотреть свои отношения с Вашингтоном, если последние не выдадут Гюлена. "Соединенные Штаты являются нашими друзьями и стратегическими партнерами. У нас с ними тесные отношения. Но я им говорю, что здесь есть глобальная угроза, попытка свергнуть законный режим, никакой религии или религиозных ценностей здесь нет", - подчеркнул он.

Если Вашингтон и дальше будет требовать доказательств виновности Гюлена, то на повестку дня может выйти необходимость пересмотреть дружбу с Америкой, добавил Йылдырым.

Эксперты Виктор Литовкин и Владимир Оленченко в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" выразили сомнение в том, что угроза Америки исключить Турцию из НАТО может быть действительно реализована.

Турция представляет собой очень важный компонент системы НАТО, напомнил военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин. "На ее территории находится крупнейшая авиационная база Инджирлик, на которой дислоцируются около 90 американских атомных бомб свободного падения В61. Турция - южный фланг европейской обороны НАТО и, так сказать, подбрюшье России. Поэтому ее стратегическое значение для НАТО очень велико", - пояснил он.

"Кроме того, для НАТО важны турецкий флот в Черном море, Босфор, который служит для прохода натовских кораблей, и все крупнейшие радиолокационные станции в Турции, которые очень глубоко просматривают российскую территорию в ее европейской части", - добавил эксперт.

По словам военного обозревателя, заявление Керри - это лишь предупреждение для Анкары, его не стоит рассматривать как реальную угрозу вывести Турцию из состава НАТО. "В истории не было ни одного случая, чтобы какую-то страну исключали из НАТО. Однажды Франция выходила из военной организации НАТО - но она не выходила из НАТО. Позже, при президенте Николя Саркози, Франция вернулась в военную организацию НАТО. Сейчас она не подчиняет альянсу свое ядерное оружие, не входит в его Комитет по ядерному управлению. Так что надо посмотреть, как будут развиваться события, и уже потом делать выводы. Не стоит гадать на кофейной гуще", - призвал он.

"Турция - вторая по силе армия НАТО. Как НАТО сможет обойтись без черноморских проливов и без Черного моря? Я не очень представляю, как Североатлантический альянс решится на это, даже несмотря на давление США", - добавил Виктор Литовкин.

Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко подчеркнул, что сама постановка вопроса об исключении из членов НАТО является совершенно новой - и для мирового сообщества, и для Европы, и для США, и для Турции. "США были инициатором создания НАТО и всячески стремились и стремятся к тому, чтобы расширить организацию по всем азимутам. Поэтому постановка вопроса об исключении Турции - больше бравада, вызванная возмущением Америки по поводу закрытия для них базы Инджирлик и многочисленных антиамериканских заявлений турецких властей", - рассказал он.

"А учитывая, что сам Эрдоган требует выдачи Фетхуллы Гюлена, скорее всего, сейчас идет просто борьба заявлений между Анкарой и Вашингтоном. Пока, помимо слов, практических шагов нет. Возможно, попутно начались негласные переговоры между Турцией и США, чтобы найти какой-то компромисс", - предположил эксперт.

Если Турция все же окажется вне НАТО, Североатлантический альянс сильно пострадает от этого, подчеркнул старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН. "С военной точки зрения, когда страна вступает в блок НАТО, ее так или иначе ее включают в общую систему инфраструктуры альянса, и часть военных объектов на территории Турции входит в структуру НАТО. А объекты эти, безусловно, направлены против России. В случае выхода Турции нарушится и система ПВО, и система переброски войск, и система оказания взаимопомощи внутри НАТО", - поведал он.

По словам Оленченко, этот шаг будет опасен для альянса и с точки зрения политики. "Если действительно встанет вопрос о выходе Турции из НАТО, то и другие страны могут захотеть этого. Речь идет о ряде государств, которые хотели бы иметь особые отношения с США, но не желают нести обязательства перед НАТО", - указал аналитик.

Кроме того, добавил эксперт, проблемы во взаимоотношениях Турции и НАТО могут повысить значение в альянсе стран Восточной Европы, таких как Румыния и Польша, которые давно стремятся к этому.

В целом, объяснил он, Турция сейчас претендует на то, чтобы быть самостоятельной силой в регионе. "Собственно, в регионе есть три силы, которые выпадают из общего арабского мира. Это Израиль, Турция и Иран. И эти три страны всегда стремились добиться чьей-то поддержки: со стороны Америки, Евросоюза или России. Сейчас Турция может сделать крен в какую-то одну сторону и показать США, что она может устойчиво себя чувствовать и без них. Поэтому в ближайшее время мы будем проходить через период взаимной звонкой риторики со стороны США и со стороны Турции", - прогнозирует старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН.

"Власти Турции вполне обоснованно обижаются на США за то, что они могут быть причастны к попытке переворота, как и ко всем предыдущим. Дело в том, что большинство турецких военных, которые участвовали в перевороте, либо учились в США, либо работали в каких-то совместных структурах. И сейчас Эрдоган ведет последовательную линию на оттеснение турецкой армии от управления государством. Это, безусловно, раздражает американцев, потому что они привыкли полагаться на Турцию как на военного союзника, а текущая ситуация ведет к какому-то переформатированию", - добавил Владимир Оленченко.

Напомним, накануне директор Института востоковедении РАН Виталий Наумкин в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" также выразил мнение, что полного разрыва между Анкарой и Вашингтоном не произойдет.

"Все-таки, Турция - член НАТО, а не ОДКБ. Турция явно не собирается выходить из НАТО и не снимает с повестки дня стремление интегрироваться в европейское сообщество, во всяком случае, формально этот курс остается. Говорить о некой сверхстратегической переориентации не приходится", - предупредил эксперт, обратив внимание на двоякую позицию Запада, который все же не встал на сторону путчистов.

"Запад поддержал Эрдогана, поддержка президента Турции была озвучена и в ООН, и никто нигде не сказал, что сомневается в нелегитимности действий военных. Какой бы ни был Эрдоган, а у турецкого президента очень сложные, испортившиеся отношения и с США, и с Европой, он все равно остается демократически избранным главой государства. С учетом приверженности западных стран демократическим нормам, я думаю, было бы странно, если бы Эрдогана не поддержали. Он не нравится Западу как правитель, но нелегитимность действий путчистов признана всем миром", - пояснил он.