Проходят век за веком, а театры все ставят и ставят Шекспира. И уже никто даже не пытается вникнуть в историческую подоплеку сюжета: какая разница, вымышлен он или имеет реальную основу. Кого волнует сейчас, с кем и за что воевали пять, семь, десять столетий назад? У каждой эпохи свои герои, поступающие точно также как персонажи великого Уильяма.
Олег Меньшиков, решив взяться за шекспировского «Макбета», предполагал рассказать не про кровавого шотландца с британских островов из XI века, а про всех тиранов и деспотов, зачем-то заливших историю человечества кровью. И про это в спектакле есть мизансцена: три огромных холста, вымазанных кровью. Бессмысленные кровавые линии – вот вам и краткая история человечества.
«Макбет» в театре Ермоловой – это схема превращения полководца в тирана, «маршрут», по которому суждено пройти любому, кто стремится к власти во чтобы то ни стало, даже не очень понимая, а зачем она нужна. Цель есть, а смысла в её достижении и удержании – ни малейшего. Но уже никак не избежать очередного убийства во имя сохранения власти.
Идея не из новых, да и откуда бы таковым взяться в XXI веке, другое дело – способ ее воплощения. Сложнейшая сценография, работа со светом, костюмами и звуками, видеотрансляции, соединение спецэффектов, требующие от постановщика и исполнителей особого мастерства, подготовки, понимания задачи.
Настроить труппу на такую слаженную игру можно только, если все члены команды к этому готовы и не сомневается в своем лидере. И каждый новый спектакль театра им. Ермоловой показывает, что прежний «андреевский» флаг сменился на герб Меньшикова. В любой постановке ермоловцев уже давно нет ничего от академического, традиционного стиля его прежнего руководителя, нынешнего президента театра, народного артиста СССР Владимира Андреева. В «Макбете» это особенно заметно.
Динамика, стремительность – меньше слов, больше движений. Впрочем, слов тоже хватает, и если они должны быть услышаны, то произносятся очень внятно. Когда второстепенны – допускается скороговорка. Мы слышим и реплики из самого Шекспира в лучших переводах, включая Бориса Пастернака и Михаила Лозинского, и текст, написанный Валерием Печейкиным по заказу театра для спектакля.
В «Макбете» Меньшикова много музыки, необычные многослойные костюмы, и некоторые из них прекрасно бы смотрелись в уличной толпе, особенно той, что собирается перед спектаклем и после него перед самим театром Ермоловой. А как иначе – фирменный стиль предполагает и особого зрителя. Интонации и жесты тоже фирменные. Никакого занудства: даже в самых трагических моментах можно найти повод для усмешки, залюбоваться новой деталью интерьера, отвлечься на звук или погрузиться в игру теней.
Меньшиков-режиссер осторожно ведет зрителей за собой, расставляя знаки, предвещающие неизбежный крах тирана, точнее смену одного кровавого демона на другого. То люстра в зале покосилась то тени легли глубже, то туман сгущается. И все эти приемы выводят спектакль театра им. Ермоловой за границы традиционной формы драматического повествования на уровень зрелища, шоу.
Многие мизансцены хочется рассматривать и расшифровывать. Послевкусие от спектакля останется не на один день и будет возвращаться. Спецэффекты, следуя один за другим, переплетаются, дополняют друг друга, открывают новые смыслы, пласты, распадаются на отдельные приметы хаоса, потом снова выстраиваются в единую картину безумия. Даже туман расползается по сцене по-разному: он то висит клоками в воздухе, то устремляется в заданных направлениях прямыми лучами.
Два с лишним часа пролетают как один миг. И даже хочется, чтоб «чуть помедленнее» звучали монологи, особенно те, что произносит сам Олег Меньшиков. Мы ведь так давно не видели его новых ролей. И да, это без сомнения тот же высочайший уровень таланта и мастерства, к которым мы привыкли уже с самых первых ролей артиста.
Удачных работ в спектакле много, например, у Филиппа Ершова. Почти у всех актеров, задействованных в постановке, несколько персонажей, произносящих монологи, диалоги, танцующих, передвигающих декорации. Перевоплощение происходит прямо на сцене, снимается или надевается маска, появляется новый атрибут или деталь костюма. Иногда даже не уследить, кто в кого превращается. А это и не важно: игра командная, как в оркестре. Кстати, в спектакле есть и он. И именно там, где и место оркестру: в оркестровой яме сидит духовой оркестр Олега Меньшикова.
Отдельного упоминания заслуживают работа Евгения Панфилова (художник по костюмам), Андрей Ребров (художник по свету), Елена Марченко (видеохудожник), Ричардас Норвила (композитор), Альберт Альбертс (хореограф), Леонид Геращенко, Андрей Мягких, Михаил Коровин, Петр Горбачев (спецэффекты).
И конечно же Мария Митрофанова (сценография), дважды номинантка на премию «Золотая маска». И надеемся, что с «Макбетом» художнику повезет больше.
Олег Меньшиков уже получил за свою роль премию от газеты «Московский комсомолец» в номинации «Метры». Его признали исполнителем лучшей мужской роли.
Ближайшие показы «Макбета» назначены на 20 октября и 4 ноября. Постановка идет на Основной сцене театра им. Ермоловой по адресу ул. Тверская ул., д.5/6.
фото: МДТ им. Ермоловой