Спецпредставитель президента России по Афганистану Замир Кабулов напомнил сегодня о случае снятия антироссийских санкций США: в ноябре прошлого года Вашингтон был вынужден сделать исключение для попавшего под санкции "Рособоронэкспорта" с тем, чтобы закупленные им в России для афганских властей вертолеты было кому обслуживать. Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов рассказал о том, в каких условиях можно ожидать аналогичного поведения США.
- По вашей оценке, насколько этот случай демонстрирует фактические возможности США по отмене антироссийских санкций?
- США, когда не хотят соблюдать свои же санкции, нарушают их – либо ищут официальные лазейки, либо делают это неофициально. Случай с отменой санкций ради афганских вертолетов – пример первого сценария. Действительно, в Афганистане традиционно много советской военной техники, со стороны Кабула были закупки российского оружия уже после американского вмешательства. Естественно это все требует обслуживания, которое осуществляется по линии российско-афганского военно-технического сотрудничества, и чтобы оно шло по официальным каналам, с обязательствами, которые принимает на себя российская сторона, а не по серым схемам, США сделали исключение для "Рособоронэкспорта". Еще, к примеру, они по-прежнему покупают у нас ракетные двигатели, просто потому, что на строительство их у себя потратят большие деньги и время – им выгоднее затратить те же ресурсы на разработку ракет нового поколения. Это происходит и с "Фальконами", и с другими моделями. Так что там, где США выгодно, они вполне могут сделать исключение из санкций. Известны случаи в Европе и США, когда американские компании обходили американские санкции, притом что Вашингтон на это смотрел сквозь пальцы, скажем, часто упоминается General Electric применительно к иранским санкциям. Поставить санкции на паузу для США не проблема.
- В каких ситуациях, по вашей оценке, Вашингтон может пойти на отмену санкций в обозримом будущем?
- Существует не столь большое количество позиций, по которым для США экономически чувствительно сотрудничество с нами. Это поставки некоторых металлов, например титана для Boeing – заметьте, компания, которая этим занимается, насколько я понимаю, не попала под санкции. Если же, допустим, произойдет какое-то слияние или корпоративное поглощение и эта компания окажется аффилированной санкционной компанией, тогда в США будут опять искать лазейки. Опять же, в зависимости от позиций промышленной, психологической и экономической кооперации, если Штатам будет интересно, они сделают исключение без особого труда для любой важной для них компании.
- Важна ли для США экономическая эффективность антироссийских санкций?
- Прямой зависимости тут нет. США будут держать режим санкций, даже если увидят, что российская экономика адаптировалась, как это было с пресловутыми поправками Джексона-Вэника, которые надолго пережили политический контекст их принятия и постоянно экономически приостанавливались, но все равно продолжали действовать как базовый режим. Я думаю, в целом санкции Штаты отменят не будут. Очень важным моментом является то, что само наличие санкционного режима представляет собой удобный рычаг, который можно ослаблять или отжимать – его гораздо проще иметь просто фоном, при желании делая послабления или глядя на что-то сквозь пальцы, чем отменять бесполезные санкции, а потом вводить новые, начиная всю работу с самого начала. Резерв ужесточения санкционного режима даже без новых ограничений очень значителен: сейчас достаточно сигнала любой мировой компании от США, что сотрудничество с Россией нарушает американские правила, чтобы эта компания с высокой вероятностью отступилась. Все же зависят от расчета в долларах, многие крупные компании национального уровня зависят от американского внутреннего рынка, очень многие технологические компании зависят от поставок оборудования или критически важных компонентов со стороны США. Поэтому у них достаточно возможностей для того, чтобы усиливать санкционное давление в лице и собственных компаний, и любых компаний глобального уровня.
- Насколько для США сегодня существенно взаимодействие с Россией на том или ином направлении?
- Для этого сейчас нужно узнать, кто же будет в скором времени хозяином Белого дома и как он будет видеть роль США в мировых делах. Сейчас как раз пространство возможностей расширяется, сама американская политика, внутренняя и внешняя, близка, возможно, к новой перезагрузке, которая может затронуть и отношения с Россией. Именно внутри США есть определенный кризис жанра с точки зрения понимания своего места в мире и целеполагания на глобальном уровне. Как новый президент и его команда из этого кризиса жанра будут выходить, так и будут определяться российско-американские отношения. Можно дать лишь самый общий прогноз, как и в случае с санкциями, что США будут вести переговоры там, где у нас будет сильная переговорная позиция, а на слабых позициях нас будут игнорировать.