И Анкара, и "Газпром" объявили сегодня о готовности и заинтересованности "разморозить" реализацию проекта трубопровода "Турецкий поток". Этой теме была посвящена встреча министра энергетики РФ Александра Новака с главой Минэкономики Турции Нихатом Зейбекчи в Москве.
Как рассказал присутствовавший на переговорах зампред правления "Газпрома" Александр Медведев, "сам министр экономики Турции поднял вопрос по "Турецкому потоку", подтвердив, что Турция заинтересована в его реализации". "Была достигнута договоренность, что будет создана рабочая группа министерств энергетики России и Турции, чтобы этот проект вернуть к стадии реализации", - приводит его слова ТАСС.
Медведев же сегодня утром сообщал, что "Газпром" готов обсуждать возобновление проекта "Турецкий поток" и ждет ответных шагов со стороны Турции. "Мы уже заявляли об этом, мяч на турецкой стороне", - подчеркнул он.
Старший аналитик "УралСиб" Алексей Кокин в беседе с "Вестником Кавказа" напомнил, что по строительству турецкой части этого трубопровода у России и Турции фактически нет ни разногласий, ни проблем с реализацией - они начинаются вместе с греческой частью трубы, и обеим странам здесь противостоит общий оппонент в лице Еврокомиссии. "Проблема с греческим участком очевидна: он требует строительства специального хаба на границе с ЕС, и тут решение вопроса зависит не только от "Газпрома" и Анкары. А в минимальной конфигурации проекта, когда трубопровод будет построен только для нужд Турции с заделом на будущий рост потребления, он может быть возобновлен в течение нескольких месяцев", - указал эксперт.
По его оценке, Россия сейчас больше заинтересована в "Турецком потоке", чем Турция. "Анкаре, скорее, интересно рассматривать альтернативные источники газа, чтобы не увеличивать своей зависимости от России, тем более на рынке, который, как ожидается, будет скоро заполнен сжиженным газом из США, Австралии, Индонезии, Малайзии и других стран. При таком рынке Турция может согласиться на российские предложения, если в них будут хорошая цена и большая гибкость по объемам отбора - а России как раз нужно быть более гибкой. К тому же, надо понимать, что, хотя для "Газпрома" это возможность сбыта переизбытка газа, образовавшегося от слишком большой добычи, в российско-турецких отношениях важны и другие факторы, помимо энергетических", - обратил внимание Алексей Кокин.
"С точки зрения исключительно энергетики и газоснабжения, России "Турецкий поток" более интересен. Турция - это, все-таки, страна-импортер, которая имеет портовую инфраструктуру и достаточно разветвленную сеть внутри страны. Ей достаточно просто увеличить мощность своих терминалов, чтобы принимать сжиженный газ в большом объеме. У нее здесь выбора больше", - добавил он, заметив, что по реализации греческой части трубопровода "Газпрому" придется говорить уже не с Анкарой, а с Брюсселем.
Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, напротив, заявил, что на самом деле "Турецкий поток" не нужен ни России, ни Турции. "Проект, который изначально был альтернативой "Южного потока", был не столько заморожен в прошлом году еще до инцидента с Су-24, сколько похоронен", - поведал он.
Одна из проблем "Турецкого потока", по словам эксперта, заключается в том, что Botas, турецкий контрагент "Газпрома" выставил неприемлемые для российской стороны условия по продаже российского газа в ЕС, "на что "Газпром" не шел никогда, ни с одним своим партнером, хотя такая сделка была бы для Турции интересна".
"С другой стороны, сам "Газпром" понял уже к весне прошлого года, что Евросоюз не даст согласия на поставки газа на его условиях от турецко-греческой границы до ЕС, а следовательно, "Турецкий поток" невозможно использовать для поставок в Европу. Да, можно построить одну ветку, чтобы заменить все объемы, которые сейчас проходят, по Трансбалканскому трубопроводу, либо - в лучшем случае - еще одну ветку для того, чтобы в случае, если Турция будет наращивать поставки российского газа, - что после ноябрьских событий вызывает большие сомнения, хотя перспективы для роста спроса на газ в самой Турции, конечно, есть", - поведал Белогорьев.
Таким образом, отметил заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов, строительство одной ветки газопровода не интересно ни одной стороне. "Это очень дорого для "Газпрома", который не намерен вступать в слишком большие расходы и слишком большие проблемы и обязательства геополитического характера просто чтобы прекратить транзит газа через Украину по Балканскому маршруту", - указал аналитик.
Касаясь политической стороны проекта, эксперт подчеркнул, что недоверие между странами сейчас очень высоко, и оно явно не будет преодолено. "И, поскольку экономического интереса и с одной стороны и с другой стороны нет, то я не верю, что этот проект будет реализован - тем более, что перспектив не видно", - обратил внимание он.
При этом переговоры по "Турецкому потоку" будут продолжаться в любом случае, прогнозирует Белогорьев. "Возобновление переговоров - это один из сигналов того, что политические отношения между странами улучшаются, но это совершенно не означает, что они приведут к каким-то практическим результатам", - предупредил эксперт.
"Газпром" мог бы согласиться на реализацию проекта, если бы Турция взяла бы на себя обязательства, в том числе письменные, по существеному увеличению закупок российского газа в перспективе, то есть, если речь шла бы не об одной ветке газопровода, а о двух, это уже было бы больше 30 млрд кубометров. В этом случае у "Турецкого потока" появляется экономический смысл , но для этого нужно получить обязательства, что Турция будет закупать газ именно в России, а не увеличит мощности приема СПГ из Ирана. Конечно, для Турции все-таки газ - самый быстрый, самый дешевый и самый надежный, потому что все остальные источники поставок геополитически для Анкары менее выгодны. Но я не уверен, что Турция в текущих условиях пойдет на такие гарантии", - добавил Алексей Белогорьев.