Россия и четыре ближневосточных гегемона

20 янв. 2016 г. в 01:35
1152
 

При реализации проектов в сфере атомной энергетики на Ближнем Востоке России придется подготовиться к негативным сценариям, ведь главными сдерживающими факторами в этой сфере являются политическая нестабильность и угроза терроризма. К такому выводу пришли эксперты на заседании международного дискуссионного клуба "Валдай", где был представлен доклада "Перспективы развития атомной энергетики на Ближнем Востоке: интересы России".

Как заявила главный научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института Востоковедения РАН Ирина Звягельская, главная тенденция, на которую следует обратить внимание, - рост влияния региональных держав и уменьшение влияния глобальных держав на Ближнем Востоке. "Мы, к сожалению, в последние годы часто следовали за примитивной концепцией, согласно которой все, что происходит на Ближнем Востоке (и не только там) - дело рук глобальных держав. Сейчас мы видим, что в регионе есть четыре основных гегемона - Израиль, Турция, Иран и Саудовская Аравия. Отношения между этими странами, интересы и амбиции в значительной степени воздействуют на то, что происходит в самом регионе", - полагает эксперт. 

По ее мнению, рост этого гегемонизма со стороны региональных держав вопрос о том, что развитие экономических связей перестало быть страховочной сеткой. "Политические амбиции и политические представления очень быстро обрушивают двусторонние экономические отношения. Турция – яркий пример того, как авторитарный лидер султанистского типа, исходя из собственных представлений о том, какую роль сейчас играет Турция в регионе и в мире, идет на совершенно очевидное обострение отношений", - заявила Звягельская. 

Он уверена, что на глобальном уровне России нам удалось достичь определенного сдвига, активного прорыва в Сирии: "Благодаря российскому вмешательству мы сбили там баланс сил и открыли некие возможности для начала политического диалога. Но наша политика в Сирии далеко не всегда облегчает отношения с региональными державами. Совершенно не уверена, что у нас всегда будут идеальные отношения с Ираном, потому что у Тегерана есть свои амбиции и свои представления о том, какую роль он должен играть в Сирии, не говоря уже о суннитских арабских государствах, которые без особого энтузиазма относятся к тому, что мы делаем в Сирии". 

Звягельская полагает, что двусторонние отношения, включающие, развитие бизнес-партнерства и атомной энергетики, будут зависеть сейчас от политических настроений и от политических изменений на Ближнем Востоке. 

"Для России важно развивать сотрудничество с государствами Ближнего Востока. Вопрос в том, как сделать это наиболее эффективно, чтобы это отвечало нашим интересам", - полагает эксперт.