На прошлой неделе ОПЕК опубликовала ежемесячный отчет о нефтяном рынке, который охватывает картину глобального спроса и предложения на нефть за июль. Добыча нефти странами-членами ОПЕК в августе снизилась на 79 тыс. баррелей в день до 32,8 млн баррелей в день. Это знаменует собой первое падение производства ОПЕК с апреля и главным образом обусловлено значительными перебоями добычи в Ливии.
Как пишет Forbes в статье China's Oil Demand Is Growing At More Than Double Last Year's Pace, картель пересмотрел глобальный рост спроса на нефть в 2017 году, увеличив его на 50 000 баррелей в день до 1,42 млн баррелей в день. ОПЕК сообщает о значительном росте спроса со стороны стран ОЭСР, Северной и Южной Америки, Европы и Китая. Ожидается, что глобальный спрос на нефть в 2018 году вырастет на 1,35 млн баррелей в день, что соответствует пересмотру на 70 тыс. баррелей в день по сравнению с предыдущим докладом. Предположительно, рост спроса в следующем году будет определяться странами ОЭСР, Европой и Китаем.
Спрос на нефть в Китае в июле вырос на 690 000 баррелей в день, увеличившись на 6% по сравнению с предыдущим годом. Общий спрос на нефть в Китае в июле достиг 11,67 млн баррелей в день. Ежегодные данные указывают на средний рост в 550 000 баррелей в день, что более чем в два раза превышает показатель в 210 000 баррелей в день за тот же период в 2016 году.
Спрос на бензин в Китае был выше примерно на 0,10 млн. баррелей в день по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, чему способствовали продажи автомобилей SUV (легкие грузовики), которые были на 17% выше, чем год назад. Продажи автомобилей в Китае в июле выросли на 4%, а общий объем продаж достиг 1,7 миллиона единиц.
Данные из Китая особенно интересны, учитывая постоянные новости об ослаблении китайского спроса. Кажется, что желаемое принимается за действительное на фоне инвестиций Китая в чистые технологии.
Китай является крупнейшим в мире рынком электромобилей, и недавно было объявлено о начале ”соответствующих исследований” и составлении графика реализации запрета на транспортные средства, работающие на ископаемом топливе.
Эта новость последовала за предыдущими заявлениями Франции и США о том, что они запретят продажу транспортных средств, работающих на ископаемом топливе, к 2040 году. Эти страны делают ставки на то, что электромобили будут распространены повсеместно, когда эти запреты вступят в силу. Делая ставки на данную стратегию, страны надеются, что пророчество исполнится само собой.
Китай может действительно вступить в ряды стран, запрещающих транспортные средства на ископаемом топливе. Эта новость способствует распространению слухов о том, что эпоха нефти близится к концу, но Китай далек от сдерживания роста потребления нефти.
Спрос на электромобили может не оправдать больших ожиданий, и в этом случае правительствам придется пересмотреть или отложить объявленные запреты. И даже если запреты и мандаты дадут желаемый эффект, на это потребуется время.
Это, конечно, не удар по электромобилям. И это не игра с нулевой суммой, так как число водителей постоянно растет. Вполне вероятно, и мне кажется, что так и случится, в течение следующего десятилетия будет наблюдаться как бум электромобилей, так и растущий спрос на нефть.