Сегодня в Сочи стартует 29-й открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Ближе к вечеру по красной дорожке пройдут его участники и гости. И мы попросили члена отборочной комиссии Викторию Белопольскую рассказать о фильмах, которые включены в конкурсную программу.
– Виктория, по какому принципу отбирались фильмы?
– Отбор – это конфликтный процесс, поскольку сталкиваются разные мировоззрения. И прежде всего надо иметь в виду, что результаты работы отборочной комиссии – это компромисс. Важно понимать, что должен показывать такой фестиваль как Кинотавр – национальный индустриальный фестиваль. Его задача представить шоу-кейс того, что происходит в кинематографии страны. И фильмы отбирались по принципу их представительности для национальной кинематографии.
– И что же мы увидим?
– В основном конкурсе будут показаны двенадцать фильмов. И помимо того, что это замечательные профессиональные работы, у каждой есть своя задача. Так, фильм Сергея Ливнева «Ван Гоги» – абсолютно новаторская картина по нескольким показателям. Одну из двух главных ролей в ней играет Даниэль Ольбрыхский, известный польский актер. Но в этот раз он предстанет в совершенно новом для себя качестве – очень пожилого человека. И это одна новаторская сторона, вторая сторона – тема. Фильм рассказывает о людях русской культуры, которые никогда не жили в России. Мы видим русских без России. Ольбрыхский играет русского дирижера, живущего в Латвии, а Алексей Серебряков – его сына. Есть в конкурсе и абсолютный мейнстрим, например, фильм Дмитрия Месхиева «Два билета домой». Это мелодрама индийского толка о кровной связи, о возможно ее заменить духовной... Кино, которое тяжело будет смотреть элитарной публике, но это отличная работа. На нее должен пойти зритель в кинотеатры, и она будет зарабатывать деньги. А с другой стороны, есть удивительный фильм теле- и шоумена Александра Гордона – «Дядя Саша» в жанре «кино про кино». Известный режиссер, вхожий в коридоры власти, обретает новое для себя качество независимого художника и что из этого выходит. Гордон сам ставит, сам играет и про себя.
Очень интересная картина Дениса Шабаева «Мира». Она стоит на грани между документальным и игровым кино. Герой – реальный человек, словак Мира оставляет скучную жизнь эмигранта в Англии и отправляется в ЛНР, где идет война. А дальше я, человек, всю жизнь занимающийся документальным кино, не понимаю, что случилось на самом деле, а что – вымысел. По сюжету Мира видит свою миссию в реставрации символов советской империи – памятников Ленину, шахтерам, рабочим. Актеры не профессиональные, каждый герой «играет сам себя», транслирует свою историю, существуя в предлагаемых обстоятельствах. Для российского кино – это опять-таки эксперимент.
– В чем новаторство фильма Авдотьи Смирной «История одного назначения»?
– Это экранизации одной главы книги Павла Басинского про Льва Толстого. А у нас не так часто снимается костюмное кино, это первое. И эта картина показывает другое отношение к классику: без пафоса. Режиссер «тянет» героев в сегодняшний день, выводит их на современное понимание гуманизма, без ссылок на эпоху, историю. И это придает картине особую теплоту, чего обычно не бывает в фильмах про прошлое. Софью Андреевну Толстую гениально, на мой взгляд, сыграла Ирина Горбачева.
– Какой из фильмов стал вашим фаворитом?
– В этом году на Кинотавре появился новый конкурс – «Кинотавр. Дебют». И в нем есть очень отважные картины. В этой категории представлен этнохорор «Мертвые ласточки», с персонажами из русского фольклора, режиссера Наталья Першина. Герой при определенных обстоятельствах попадает в дремучий лес. И там с ним происходят чудеса с участием Шишиморы, лешего и мертвого дедушки героя, похороненного в этом же лесу. Звучит, возможно, смешно, но это полноценный хорор. Причем не самый типичный даже для стран, где этот жанр развит. Все хороры, по мнению специалистов, урбанистичны, а сюжет этого развивается в лесу. А этно-хороры существуют только в турецком кино. И вот теперь появились и у нас.