Вероника Крашенинникова: "Нет никаких оснований говорить об ослаблении интереса США к Южному Кавказу"

12 дек. 2015 г. в 12:54
329
 
Вероника Крашенинникова: "Нет никаких оснований говорить об ослаблении интереса США к Южному Кавказу"

Происходящее сегодня на Украине заставило некоторых экспертов проводить параллели между украинским и другими конфликтами на постсоветском пространстве. О разжигании межнациональной розни, о роли США и их союзников в событиях на территории бывшего СССР и на Ближнем Востоке "Вестнику Кавказа" рассказала руководитель Центра международной журналистики и исследований МИА "Россия сегодня", гендиректор Института внешнеполитических исследований и инициатив, заместитель председателя Комитета общественной поддержки жителей юго-востока Украины при Совете Федерации, член Общественной палаты РФ Вероника Крашенинникова.

- Выдвинуто немало версий происходящего на Украине, и наиболее популярная среди них - попытка США осадить набирающую влияние на международной арене Россию. Какими вам видятся причины украинского кризиса и насколько задействованы в нем США?

- Не требуется лупы для того, чтобы рассмотреть американское участие в ситуации, которая сложилась на Украине и вокруг Украины. Более того, Украина – даже, скорее, следствие решений, которые были приняты ранее. Думаю, когда стало понятно, что президентом России станет вновь Владимир Путин, когда мы узнали результаты выборов в 2012 году, тогда и началась подготовка некоего "другого" стратегического подхода к России. Вашингтонским деятелям было понятно, что "перезагрузка", разработанная для предыдущего руководства России, с президентом Путиным не сработает, для него необходимы гораздо более жесткие средства. Тогда и стартовала разработка другого плана, другого формата отношений с Россией. Этот формат включает самые разные средства, методы, и в их числе как раз кризис на Украине.
Напомню, когда президент США Рейган решил, что смысл его жизни – разрушить Советский Союз, он и его ближайшие единомышленники избрали тактику заходить с окраин "империи", как они говорили. Тогда они развязали совершенно безжалостную войну в Латинской Америке, в Анголе. В 1985-1986 года началась поставка "Стингеров" в Афганистан, а подготовка моджахедов стартовала еще раньше, еще до ввода в Афганистан советских войск. Еще за год началась работа американских стратегов в этом регионе.
Плюс поддержка и формирование движения профсоюза "Солидарность" в Польше. Польша была, с точки зрения Вашингтона, центром советского лагеря в Европе, и нужно было ударить изнутри по этому лагерю. Тогда ударили из Польши, а теперь ударяют по России из Украины, из центра русского мира. Так что, безусловно, большой смысл заложен в этот конфликт на Украине, и, конечно же, самое прискорбное в этой ситуации то, что русские воюют с украинцами.

- Есть мнение, что из-за событий на Украине США ослабили интерес к Южному Кавказу. Это так?

- Нет никаких оснований говорить об ослаблении интереса США к Южному Кавказу. Наоборот, начиная с лета действия США и их союзников на Южном Кавказе чрезвычайно активизировались. В июле-августе не проходило и недели без каких-либо крупных военных учений в регионе, без визитов министров обороны и других высокопоставленных военных чиновников в государства региона.
США отлично понимают значимость этого региона, и конечно же, в контексте украинского кризиса эта значимость только увеличилась.
Мы в МИА "Россия сегодня", в Центре международной журналистики, наблюдая за всем этим, сочли необходимым подготовить доклад "Закавказье в стратегических планах США и НАТО". В докладе, размещенному у нас на сайте, мы рассматриваем все действия, которые предпринимают США и их ближайшие союзники, а также НАТО в этих государствах. Так что, в регионе есть очень существенные причины для беспокойства.

- А как бы вы объяснили тот факт, что Грузию, не принявшую участие в санкциях против России, не критикуют, как, например, ту же Сербию?

- Думаю, что отношения между Россией и Сербией все же были гораздо лучше, чем отношения России с Грузией, и им, так сказать, было куда падать. Собственно, некий "санкционный режим" уже действует с августа 2008 года. Тогда отношения практически сошли на нет.
Новое руководство Грузии сделало несколько полезных заявлений, но параллельно заявлениям о намерении улучшать отношения с Россией говорилось и о более активной интеграции с НАТО. Политика грузинского руководства не сильно изменилась. Это очень прискорбно, потому что абсолютно очевидно, что грузинскому народу такая политика не нужна, она не приносит ни благополучия, ни мира, ни каких-либо других позитивных моментов.

- Можно ли говорить, что у Москвы есть четкая политика в отношении грузинской стороны?

- В начале сентября грузинское руководство вместе с НАТО на саммите НАТО в Уэльсе заявило о намерении создать тренировочные базы для подготовки сирийских боевиков. Почему готовить сирийских боевиков для свержения Башара Асада нужно в Грузии, непонятно. Рядом с Сирией есть Турция, где и так ведется боевая подготовка.
В июне Конгресс США принял решение о выделении 5 млрд долларов на боевую подготовку так называемой умеренной сирийской оппозиции. Как они будут отличать умеренных от неумеренных, тоже непонятно.
Десять с лишним лет войны в Ираке, в Афганистане показали неспособность и совершенную нерелевантность такой политики. Так что, согласие Грузии на боевую подготовку вооруженных боевиков на границе с Россией непонятно, чем продиктовано. Очевидно, что это совершенно недружественные намерения.

- Международные правозащитные организации часто критикуют российские и азербайджанские власти, но очень невнятно рассказывают о событиях на Ближнем Востоке, в Саудовской Аравии, где женщинам, например, запрещено водить автомобили. Как вы думаете, с чем это связано?

- Прежде всего с тем, что в Персидском заливе располагаются давние и очень важные для США союзники, такие как Саудовская Аравия. Здесь связи и в энергетической сфере, и в политической, и в сфере разведки более важны, чем "какие-то" права человека. Конечно, из Вашингтона мы не услышим о том, что в прошлом году в Саудовской Аравии были казнены путем отрезания голов 87 человек, а подобное наказание практикуется регулярно. Но это не покажут по телевизору, об этом не напишут американские газеты, потому что в данном случае политика есть политика.

- Как бы вы охарактеризовали отношения между треугольником Москва-Вашингтон-Брюссель и Ереваном, учитывая, что Армения вступила в Евразийский экономический союз?

- Армения сделала очень мудрый и единственно правильный выбор. Известно, что происходит с государствами, которые подписали соглашение об ассоциации либо вступили в ЕС. Например, прибалтийские государства вступили в ЕС в мае 2004 года, и за последние 10 лет их население уменьшилось от четверти до трети в зависимости от страны, а экономика ушла в глубокий кризис. Ведь кризис на периферии ЕС гораздо более глубокий, чем в так называемой старой Европе. Спросите у любого прибалта или болгарина, или граждан других государств Восточной Европы, получили ли они от членства в Евросоюзе то, на что надеялись, то, что им было даже обещано. Конечно, нет.
Важно вести интеграцию на нашем евразийском пространстве. Это естественный эффективный способ повышения экономического веса, чтобы ваши аргументы звучали более весомо в мировой конкуренции, которая действительно очень жестокая.
Экономические интеграционные процессы идут по всему миру. Посмотрите на Латинскую Америку, там появляется одно за другим все более независимые от США экономические объединения. Посмотрите на Азию. Безусловно, это продиктовано очевидной выгодой для всех участников таких объединений.

- Что вы думаете о нынешнем этапе российско-азербайджанских отношений?

- Они всегда были чрезвычайно динамичными, а в прошлом году вышли даже на новый, более высокий уровень. Очень важна была встреча в Астрахани и решение вопросов в сфере каспийского водного пространства. Политическое, экономическое, военное сотрудничество постоянно расширяется. Необходимо отметить политическую мудрость руководства Азербайджана, которое принимает совершенно верные решения. Думаю, что и перспективы российско-азербайджанских отношений остаются очень хорошими.

- Развал СССР начался с нагорно-карабахского конфликта. Видите ли вы решение этой проблемы в обозримом будущем?

- Это была, наверное, одна из самых трагических страниц в истории всех государств бывшего Советского Союза – и Армении, и Азербайджана, и России. Это показывает глубину той трагедии, которая может развернуться, если к сухому хворосту поднести спичку. Разжигание межнациональной розни - самый верный способ разрушения многонационального государства.
Мы видели, что произошло в Югославии. Советский Союз составляли 200 с лишним народов и народностей, в этом всегда была наша сила, уникальность.
России лучше, чем какой-либо другой стране в истории удавалось решать межнациональные вопросы. Этому способствовал многовековой опыт проживания на одной территории вместе, дружно. По-прежнему это чрезвычайно важно для России. Думаю, пользуясь этим опытом, мы должны продолжать строить наше будущее. Межнациональные конфликты – способ дестабилизировать целые государства, и то, что мы наблюдаем на юго-востоке Украины, из той же серии.

- Недавно в Москве прошли межсирийские переговоры, инициированные российской стороной. По вашему мнению, какая судьба ждет Сирию?

- Хорошо, что Россия пытается найти политическое решение сирийского конфликта. Здесь весь мир наблюдает резкий контраст с политикой Вашингтона. Конфликт в Сирии длится уже почти четыре года. Даже в Вашингтоне не думали, что правительство Башара Асада выдержит такую военную, политическую, экономическую осаду. Тем не менее народ в Сирии уверен в своем выборе, уверен в своем руководстве и этим летом проголосовал за Башара Асада. К сожалению, это не значит, что Вашингтон откажется от своих целей, не мытьем так катаньем они пытаются достичь того, что требуется.
Очень важна та роль, которую Россия сыграла в предотвращении военного удара по Сирии в сентябре 2013 года. Это уникальный случай в новой истории, один из самых значимых политических шагов на международной арене, которые реализовала Россия. Мы работать в том же направлении - настойчиво на всех площадках, всеми способами продвигаем мирное решение сирийского конфликта и способствуем, помогаем в той степени, в которой это требуется, восстановить стабильность в Сирии и в регионе.

- Все новостные агентства пестрят ужасной новостью о казни рыбаков-коптов из Египта. По вашему мнению, какую угрозу несет "Исламское государство" Южному Кавказу и России и каким образом можно справиться с этой бедой?

- Это одна из крупнейших угроз в настоящее время. Угроза, в первую очередь, для тех государств, которые уже частично охвачены экстремизмом. Жестокость "Исламского государства" поражает всех и мобилизует на борьбу. В авангарде борьбы с экстремизмом и в частности с "Исламским государством" находится та же Сирия, Иран, который многое делает для того, чтобы обуздать это абсолютное зло. США и их союзники, которые спонсируют в регионе это "государство", ограничиваются риторикой и некими военными ударами, которые неизвестно какой вред наносят "ИГ". Основной груз борьбы против экстремизма в регионе ложится на Иран и Сирию. Думаю, Египет теперь активно подключится к этой борьбе.
Для нас особенно тревожно, что отдельные столкновения, отдельные случаи с участием "ИГ" зафиксированы на границе с государствами Средней Азии. Это очень тревожный знак. Конечно же, государства Средней Азии включены в эту "черную карту" "ИГ", ведь боевики планируют дойти и до Волги. Но, конечно же, таким планам не суждено реализоваться.