Уже десятый год подряд в последнюю декаду января подводит итоги единственная независимая международная премия в области академической музыки – International Classical Music Awards (ICMA). Победителями смотра становятся наиболее яркие исполнители, музыкальные коллективы и звукозаписывающие фирмы. Среди номинантов ICMA всегда много российских имен. А в сезоне 2021 особенно. Так, впервые в истории премии награду в одной из самых престижных номинаций «Лучшая видеозапись» получил российский музыкант Денис Мацуев. Пианист исполнил рахманиновскую программу вместе с оркестром Люцернского фестиваля, дирижер Риккардо Шайи. Запись концерта и выпуск диска осуществил немецкий лейбл Accentus Music.
В 2021 году почетной премией «За творческие достижения в течение жизни» удостоили словацкую оперную диву Эдиту Груберову. «Артистом года» стал испанский дирижер Пабло Эрас-Касадо. Лейблом года названа звукозаписывающая компания Берлинского филармонического оркестра. Не осталась без приза и российская звукозаписывающая фирма «Мелодия». В номинации «Лучшая коллекция» награда присуждена архивным записям «Мелодии» – собранию редких записей великого дирижера Дмитрия Китаенко, выпущенному к 80-летию маэстро. Большую часть этого издания составляет музыка отечественных авторов: Николая Римского-Корсакова, Сергея Рахманинова, Юрия Буцко, Александра Флярковского, Олега Янченко, Ираклия Габели, Арама Хачатуряна, Дмитрия Кабалевского в исполнении Академического симфонического оркестра Московской филармонии, которым Дмитрий Китаенко руководил многие годы.
В категории «Концерты» победителем стала запись виолончельных концертов Дмитрия Шостаковича, осуществленная на британском лейбле Hyperion известным немецким виолончелистом Албаном Герхардтом и Симфоническим оркестром Западно-Германского радио под управлением знаменитого финского дирижера, одного из лучших интерпретаторов музыки ХХ века Юкки-Пекки Сарасте.
В категории «Симфоническая музыка» приза удостоена запись Берлинского филармонического оркестра (симфонии Бетховена, Чайковского и Франца Шмидта) под управлением Кирилла Петренко.
В номинации «Лучшая историческая запись» лауреатом стал раритетный релиз немецкого лейбла Profil, представляющий «живые» московские записи 1950-х–60-х годов: 24 прелюдии и фуги Дмитрия Шостаковича в исполнении автора и титанов советской фортепианной школы Святослава Рихтера, Эмиля Гилельса, Татьяны Николаевой.
Музыка балетов Игоря Стравинского «Жар-Птица» и «Петрушка» вошла в релиз итальянской пианистки Беатрис Рана, удостоенный приза в категории «Лучшая сольная запись». А в записи альбома произведений британского композитора Томаса Адеса под управлением автора, победившего в номинации «Современная музыка», участвовал пианист Кирилл Герштейн.
Лучшим документальным фильмом о музыке стала работа молодого режиссера Мартина Мирабеля, посвященная любимцу российской публики, лауреату конкурса имени Чайковского французскому пианисту Люка Дебаргу. Один из ключевых эпизодов фильма – рассказ о Люка его наставницы Рены Шерешевской, из класса которой вышло множество звезд современного пианизма.