Елена Попова: "Права родителей в РФ должны быть едины"

8 сент. 2015 г. в 12:32
1427
 
Елена Попова: "Права родителей в РФ должны быть едины"

Гость программы «Трибуна» - сенатор от Волгоградской области, член комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Попова. С ведущим программы Владимиром Нестеровым она обсуждает социальную политику, в частности, государственную поддержку семей с детьми.

- Недавно были внесены дополнения в правила использования материнского капитала. Могли бы вы рассказать о них подробнее?

- Программа материнского капитала заканчивается в 2016 году, но, скорее всего, она будет продолжена. Концепция демографической политики в РФ выгладит успешной по мониторингу реализации всех мероприятий в ходе предоставления федерального материнского капитала. Незначительный ряд субъектов Российской Федерации в 15 году начинает выплаты по региональному материнскому капиталу. Это вторая часть, которой раньше вообще не было, она позволила регионам разработать свои программы только при условии, что мы предложили федеральный медицинский капитал. Сегодня это хорошая сумма – около 450 тыс. рублей.

Мы уже проходили один этап, когда граждане без обоснования расходования направления материнского капитала писали заявления и получали 12 тыс. на руки. Сегодня в ходе реализации антикризисной программы нами была предложена еще одна поправка, и наши граждане точно так же, без указания цели расходования средств получили возможность изымать из средств материнского капитала 20 тыс. рублей. Мы надеемся, что эта мера позволит повысить доходность семьи с детьми, особенно в период школьных каникул, в преддверии осеннего сбора в школу. Мы ввели норму, при которой семья не дожидается, пока младшему ребенку, на которого распространяется материнский капитал, исполнится три года.

- Но это разовый вид помощи?

- Это разовая возможность. А вторая норма, которую недавно ввели, позволяет направлять средства материнского капитала на первоначальный взнос по ипотеке. Это очень важно. Регионам мы делегировали право направлять средства на ипотеку. Есть ряд регионов, где так называемая социальная ипотека принята, где у семьи есть возможность ежемесячно небольшими суммами ее оплачивать, но, к сожалению, сумма залога в 30% от первоначальной стоимости жилья неподъемная для семьи. Мы надеемся, что средствами материнского капитала частично они смогут вот эту сумму уменьшить. Это уже принятые уже поправки в закон.

В Госдуме на рассмотрении находится еще одна поправка, которая пока не стала законом. Это предложение общественности разрешить направлять средства материнского капитала на лечение либо реабилитацию детей с ограниченными возможностями. К сожалению, полис ОМС, затраты по реабилитации такого ребенка не покрывает.

Регионы, вводя дополнительный региональный материнский семейный капитал, стараются как-то уравнять направление деятельности, заявленное федеральным капиталом, с теми потребностями в регионе, которые могут быть частично при помощи родительского регионального материнского капитала покрыты. Тогда семья на свое усмотрение снимает эту сумму и направляет туда, куда нужно. Ведь пилотный опыт Ленинградской области, которая позволила направлять региональный материнский капитал на реабилитацию детей с ограниченными возможностями, перешел законопроектом к федеральному материнскому капиталу.

- Эксперимент, который опробован на Ленинградской области, показал хорошие результаты?

- Он дал хорошие результаты по мониторингу, и сейчас мы говорим всем гражданам, которые имеют пожелания в каждом конкретном регионе, что у них есть право обратиться в свое законодательное собрание с предложением, которое уже от региона придет в Госдуму.

- Мы от демографии перешли к вопросу государственной поддержки семей с детьми. Что нового в этом направлении, какие есть проблемы?

- Государственная поддержка семей с детьми идет по нескольким направлениям. И все эти направления пересекаются с национальной стратегией действий в интересах детей. В рамках этой стратегии принято шесть основных больших документа, каждый из которых предусматривает комплекс мер по реализации стратегии, будь то стратегия воспитания или стратегия семейного кодекса. Нельзя оказать поддержку семьи на лечение ребенка, при этом не оказав поддержку на санаторно-курортное обеспечение или оздоровление детей в летний период. Было бы странно, если бы мы в рамках стратегии воспитания предоставили бы родителям круг бесплатных образовательных или частично оплачиваемых дополнительных услуг по развитию духовно-нравственного воспитания и при этом не создали бы условия для семьи, чтобы она могла приобретать, например, снаряжение, если ребенок посещает хоккейный кружок.

Семейная поддержка – это комплекс мероприятий, который должен быть прописан не столько в федеральных законах. Наоборот федеральными законами мы предоставляем регионам право прописать свои региональные законы и подзаконные акты таким образом, чтобы они реально работали, а не были прописаны сверху и лежали просто в столе. Как бы ни был хорош федеральный закон, он не будет одинаково работать в разных субъектах, где разное количество семей с детьми, где разная демографическая ситуация, разный уровень поддержки. Ведь есть регионы высоко дотационные, а есть регионы, которые обеспечивают и себя, и своих соседей. Исходя из потребностей, регион и должен прописывать свои региональные подзаконные акты по поддержке семьи.

В 2012 году прошел форум "Россия многодетная", по итогам которого было рекомендовано Госдуме принять новый текст законопроекта о государственной поддержке семей, имеющих трех и более детей (старый закон был принят еще в 1992 году). Но его отклонило профильное министерство соцзащиты из-за высоких финансовых затрат. Может быть, и не нужно в таком тексте редакцию оставлять, но права родителей, проживающих с детьми на территории РФ, должны быть едины.

Если многодетная мама приезжает с ребенком в Москву, то удостоверение с фотографиями должно служить пропуском во все федеральные музеи государственного значения, на все мероприятия, на которые она хочет своих детей повести.

У нас нет проблемы отсутствия законов, законов более чем достаточно, но у нас нет логично выстроенной цепочки от одного федерального закона до каждого конкретного муниципалитета и сельского поселения.

Большинство законов у нас строится на возможности предоставления каких-то льгот, не везде финансовый механизм поддержки имеет ключевую роль. У государства есть намерение перейти на адресные пособия и льготы.

Конечно, вопрос очень сложный, потому что любой гражданин, имеющий ребенка, тут же сошлется на Конституцию. Но федеральный закон о социальном контракте, который в 2015 году зашагал по всем субъектам РФ, намного лучше, чем льготы и пособия, которые мы даем сегодня в перерасчете на каждую конкретную семью – они ничтожно малы.

Социальный контракт, как удочка, которую мы вручаем семье и даем возможность решить проблемы. Мы сами с исполнительной властью в регионах привлекаем внебюджетные источники финансирования, подтягиваем программы. У нас есть замечательные программы в Центре занятости, которые дают возможность маме, находящейся в декретном отпуске, повысить квалификацию.

Мы предлагаем на уровне региона посмотреть последние федеральные законы и узнать у представителей своих регионов, какие новые нормативно-правовые акты пришли им в помощь, чтобы новый федеральный закон на их территории начал исполняться уже в этом году. Законы в помощь семье есть, нужно просто в своем регионе узнать и посмотреть, как они действуют. Вот это самая главная проблема.

Продолжение следует