Завтра в Нью-Йорке, предположительно в комнате российской делегации при Совбезе ООН, пройдет долгожданная встреча президентов России и США. В интервью "Вестнику Кавказа" о своем видении российско-американских отношений рассказал профессор, председатель Института политической экономики, бывший помощник министра финансов в администрации Рональда Рейгана Пол Крейг Робертс.
- Можно ли считать согласие России и США на проведение встречи между Бараком Обамой и Владимиром Путиным свидетельством оттепели в двусторонних отношениях?
- Нет. Конечно, нет.
- Тогда что эта встреча означает?
- Думаю, она означает, что Владимир Путин сделал все, что было возможно, чтобы смягчить тот поток враждебности, который льется на Россию из Вашингтона. Однако Путин хочет говорить о Сирии и "Исламском государстве", а Обама – об Украине и самопровозглашенных республиках. Обама хочет, чтобы Путин вернул их Киеву.
Это значит, что у президентов разные цели. Обама планирует свергнуть Асада, чтобы избавиться от российской военной базы в сирийском Тартусе. По этой же причине Вашингтон сверг правительство Украины - чтобы избавиться от российской военно-морской базы на Черном море. Политика неоконсерваторов заключается в том, чтобы не допустить подъема России, которая может стать сдерживающим фактором односторонних действий США. А если кто-то собирается не допустить подъем страны, ее надо демонизировать. Россию демонизируют, как угрозу страшнее вируса Эбола, страшнее "Исламского государства". Некоторые американские политики и высокопоставленные государственные чиновники даже сравнивали Путина с Гитлером. Невозможно вначале создать образ врага в сознании американцев и европейцев, а потом вдруг с этим врагом сотрудничать. Это подорвет успех пропаганды по демонизации России. Поэтому ничего [от встречи] ожидать не стоит.
- И все-таки каковы шансы на российско-американское сотрудничество против "ИГ", ведь даже министр обороны США Эштон Картер на днях заявил, что такое сотрудничество возможно?
- Я не могу понять, почему россияне так нереалистично [смотрят на вещи]. На протяжении как минимум двух лет высшие эшелоны правительства США, НАТО, европейских государств демонизировали Россию и проводили против нее военные приготовления. Мы недавно отправили ядерные бомбы в Германию. Почему Россия думает, что США хотят с ней сотрудничать?
- Может быть это просто политика? Насколько серьезны США в своих враждебных шагах по отношению к России?
- Очень серьезны. Чрезвычайно серьезны. Каждый российский журналист и каждый российский политик должны прочитать доктрину Вулфовица. Там сказано, что развал Советского Союза означает, что история сделала свой выбор в пользу того, чтобы США управляли миром, и Соединенные Штаты не позволят вмешиваться никакой другой стране в свою мировую гегемонию. Это основа американской внешней политики. Доктрина неоконсерваторов (почему-то русские этого не понимают) подразумевает, что любая страна с независимым внешнеполитическим курсом представляет угрозу США. Кто проводил независимую внешнюю политику? Каддафи в Ливии, Саддам Хусейн в Ираке, Асад в Сирии, Иран, Китай и Россия. В этих странах США и видят угрозу для себя. Две из этих стран были полностью разрушены, а одна находится в процессе уничтожения. У России независимая внешняя политика, а это недопустимо для Вашингтона.