Сергей Марков: "В рамках прямых российско-американских контактов удается решать проблемы"

11 дек. 2015 г. в 10:42
918
 
Сергей Марков: "В рамках прямых российско-американских контактов удается решать проблемы"

В СМИ, в том числе со ссылкой на Госсекретаря США Джона Керри, прошла информация о его намерении посетить Россию и провести переговоры. Керри хочет приехать в Москву на следующей неделе и встретиться с главой МИД Сергеем Лавровым и президентом РФ Владимиром Путиным. О своевременном этапе российско-американских отношений "Вестнику Кавказа" рассказал директор Института политических исследований Сергей Марков.

- Насколько изменилась повестка дня российско-американских отношений в последнее время? 

- Мне кажется, что повестка дня меняется достаточно быстро. С центрального места повестки дня уходит Украина. Сегодня американцы полностью контролируют киевскую власть, но не знают, что с ней делать. Джо Байден, реальный управляющий из Америки в Украине, в своем публичном выступлении на Украине был крайне невразумителен, говорил о каких-то реформах. Но какие реформы в разгромленной стране? В условиях острейшего дефицита ресурсов, денег Байден  почти не пообещал, призвав к выполнению Минских соглашений, но в какой-то неопределенной интерпретации - якобы, нужно заставить Россию выполнять Минские соглашения. Затем он пропел гимн федерализации, призвал брать пример с Америки при формировании системы власти. Конечно, это было бы очень хорошо, но это абсолютно неадекватная фразеология, потому что мы и не мечтаем о такой форме федерализации в Украине, которую представляет американская политическая система. Хорошо бы хотя бы немецкой формы добиться. Как известно, проамериканские политики наотрез отказываются говорить о какой-либо минимальной форме федерализма. Американцы запутались в украинском вопросе. Кроме необходимости консолидации проамериканского режима, они ни о чем не говорят. Поэтому этот вопрос уходит на задний план.

- Сегодня в Женеве пройдут трехсторонние консультации между представителями России, США и ООН по Сирии. Возможно ли сближение позиций Москвы и Вашингтона по Сирии?

- Сирийский вопрос все более выдвигается на передний план. Тракты в Париже были подготовлены как раз с территории Сирии и Ирака. При этом сирийский вопрос оказался отягощен вмешательством Турции в конфликт на стороне ИГИЛ и "Аль Каиды", прежде всего "Джебхат ан-Нусры".

Вашингтон озабочен возможными непредсказуемыми сценариями развития этого конфликта. Думаю, американцы одобрили "сбитие" турецким истребителем российского самолета Су-24, но не на территории Сирии, а на турецкой территории. Того, что самолет будет сбит над сирийской территорией, американцы совершенно не ожидали.

Россия, очевидно, в отместку за сбитый самолет сделала максимально открытыми факты сотрудничества руководства Турции и с ан-Нусрой, и с ИГИЛ по  продаже оружия. Это поставило американское руководство в крайне трудное положение, поскольку американская пресса и противники нынешней администрации очень жестко критикуют Барака Обаму за то, что он фактически позволяет различным политическим силам помогать ИГИЛу, параллельно намекая, что это делает руководство Турции. "Аль-Каида" выступает в Турции в виде "ан-Нусры". Поэтому сирийский вопрос все больше и больше захватывает Россию и США и подталкивает их объективно сотрудничать друг с другом. 

- По каким направлениям возможно такое сотрудничество?

- Думаю, что стороны займутся самыми насущными проблемами. Сейчас это создание списка тех организаций, которые можно считать террористическими, и тех организаций, которые нельзя считать террористическими. Я не знаю, удастся ли достичь компромисса, но то, что они будут этим заниматься, это безусловно. 

Кроме того, стоит заняться вопросом турецкой границы, через которую массированным образом идут добровольцы, деньги, боевики имеют возможность лечения, имеют возможность уезжать в Европу и устраивать там теракты, что немаловажно.

И третья проблема,  это возможные переговоры с участием Башара Асада, налаживание косвенного сотрудничества американской администрации с Башаром Асадом, косвенно, через Россию. Кстати, де-факто, оно уже есть. 

- Продуктивен ли подобный формат прямых российско-американских контактов?

-  Конечно. В рамках прямых российско-американских контактов удалось решить довольно много проблем, в частности, взаимодействие между летчиками России и США. Правда, Путин указывал на то, что россияне передали американцам информацию по полетам, американцы передали туркам, а турки ее использовали для удара по российскому самолету. Поэтому проблема и здесь есть.

Самый яркий пример результативности сотрудничества - в результате встреч Лаврова и Керри, Путина и Обамы, Барак Обама снял с поста Эвелин Фаркас, которая отвечала в Пентагоне за Украину. Причем Обама снял ее через несколько часов после встречи с Путиным. Видимо, Путин показал Обаме, что  Пентагон сознательно дезинформирует его о происходящем в Украине. После этого Барак Обама дал распоряжение строго-строго приказать Киеву начать отвод вооружений. До этого, по всей видимости, Пентагон прикрывал Порошенко в глазах Обамы. На переговорах эта проблема была решена. Она довольно важная.