Вячеслав Фетисов: "На Кавказе хоккей должен развиваться и прижиться. Кавказский характер может дать нам преимущество"

5 февр. 2015 г. в 12:55
1287
 
Вячеслав Фетисов: "На Кавказе хоккей должен развиваться и прижиться. Кавказский характер может дать нам преимущество"

Прошел почти год со времени сочинской Олимпиады. О ней, о развитии спорта в России и о безопасности страны "Вестнику Кавказа" рассказал сенатор, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике, двукратный олимпийский чемпион и легенда мирового хоккея Вячеслав Фетисов.

- Сейчас уже февраль 2015 года. Трудно поверить, что прошел уже целый год с момента старта зимней Олимпиады. За год, я считаю, что можно уже подводить итоги. Насколько оправдались ожидания устроителей Олимпиады? Насколько мы сегодня уже не на опьяненную Олимпиадой голову можем сказать, что этот праздник спорта удался?

- Итоги Олимпиады подводят всю жизнь. Не так много стран имеют счастье проводить Игры такого масштаба. Думаю, одним из главных условий получения права проведения Игр является так называемое наследие – что ты предлагаешь МОК в плане того, что будет происходить после Олимпиады. Самое главное, чтобы олимпийский дух жил, чтобы те объекты, тот колорит и атмосфера остались. Мне кажется, здесь мы получили очень интересный опыт. Я готовил этот проект вместе с заявочным комитетом, мы многое обсуждали с президентом нашей страны. Выступая в Гватемале на сессии МОК после президента Владимира Путина, я обращался к членам МОК, как к друзьям. За два года подготовки проекта мы стали друзьями, и они должны были поверить мне. Поверить, что мы проведем самые успешные зимние Игры за всю историю – у нас умеют встречать гостей, у нас колоссальная история, у нас великие спортсмены-зимники, и если это произойдет, то у меня будет "третья золотая олимпийская медаль". Теперь я в какой-то степени трехкратный олимпийский чемпион.
Атмосфера, которая была создана во время Игр (а я бывал на многих Олимпийских играх в разных ипостасях) это то, что мы должны сегодня лелеять, развивать. Я видел, восторг и гордость мальчишек и девчонок, волонтеров, которые приехали со всей страны участвовать в организации Игр. Это создало особый колорит, особую атмосферу. Они понимали, что представляют новую страну, новую Россию - дружелюбную, говорящую на многих языках мира, желающую показать наш образ жизни, современный, со своими характерами, особенностями. Самое главное, это хлебосольство и гостеприимство, которое те, кто приехал на Олимпиаду, не только спортсмены, но и болельщики, в себя впитали. В этом самый большой успех.

- Эта Олимпиада для нашей сборной была просто блестящей - 33 медали, 13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых. Проявили себя и бобслеисты, и конькобежцы, и лыжники. Хоккеисты в меньшей степени. Скажите, почему? Ведь у нас были такие звезды, как Овечкин, Малкин, Дацюк, Ковальчук, Радулов, Семин, но при таком обилии суперзвезд, у нас пятое место. Какие перспективы у нашего хоккея? Ведь есть талантливые ребята, они играют. Бывает так, что в соревнованиях что-то не складывается. От этого не застрахована ни одна команда. Можно ли верить в то, что хоккей, спорт настоящих мужчин придет на те же самые высоты, как было тогда, когда играли в хоккей вы?

- Наверное, это не относится к хорошему наследию сочинской Олимпиады. Наши ребята немножко опозорились, и это мягко сказано. Хотя все мы старались перед Играми публично поддержать ребят, но в принципе и предпосылок было не так много. Сегодня хоккей в мире на очень высшем уровне, и все Олимпиады, в которых участвуют настоящие профессионалы, лучшие хоккеисты мира, мы выиграть не можем. Причин здесь много. Нужно находиться внутри команды, чтобы дать конкретную оценку. С другой стороны, нужно играть на команду, а не на себя.
Вообще же здесь системный сбой. Нам нужно обратить внимание на детский хоккей, на юношеский, подготовку тренерских кадров, которые могут работать по современным методикам, это значит создать свой стиль. У нас был советский стиль игры, сегодня его нет. У нас нет российского хоккея, мы играем таким гибридным стилем - сочетание североамериканского и европейского хоккея. У многих команд (у тех же канадцев, у шведов, у финнов) есть свой стиль, есть национальные особенности хоккея, а у нас нет.
При этом предпосылок для улучшения ситуации много. Мы по вложениям в хоккей, наверное, превзошли все страны. Построили 30 крытых катков. В Советском Союзе их было всего 30. Создали Континентальную хоккейную лигу, молодежную лигу, Всероссийскую хоккейную лигу, Ночную хоккейную лигу, где играют ветераны и любители. Построили стадионы. Есть у нас хоккейный канал.
Теперь нужны профессионалы, те люди, которые работают современном уровне. Они у нас есть. Многие ребята поиграли в лучшей лиге, в североамериканской, где собраны все современные методики, и бизнес-составляющая, и спортивная составляющая.
Есть на что ориентироваться с учетом наших национально-исторических особенностей.
Кстати, не кажется, что на Кавказе хоккей должен развиваться и прижиться. Кавказский характер может дать нам преимущество. Не только борьбу надо развивать в наших кавказских республиках, но и хоккей. Это тот вид спорта, он очень философский, он объединяет людей, он дает возможность по-другому смотреть на всё. Мальчишки в Чечне, в Дагестане, в Алании, в Сочи должны иметь возможность играть в хоккей. Мне кажется, на Кавказе он полюбится и будет спортом номер один.

- Вы сказали, что у вас за годы подготовки к сочинской Олимпиаде появились друзья. Как они оценили проведение Олимпиады?

- Они все в восторге. Говорили: "Слушай, мы могли предположить, но то, что мы увидели на самом деле почти нереально - за такой короткий период времени создать современную инфраструктуру". Все отмечали атмосферу, которая была создана и в городе во время проведения, и на всех олимпийских объектах. Они, конечно, жалели тех членов МОК, которые по политическим причинам не захотели приехать. То есть оценка однозначная. Причем это люди, которые знают, что говорят, отвечают за свои слова, и они говорили, что это успех России, успех Сочи, Кавказа, успех людей, которые показали новую Россию, однозначно.

- А что говорили южнокорейские спортсмены, южнокорейские устроители, ведь им предстоит провести в 2018 году в зимние Игры? Будут ли они перенимать опыт?

- Задачу непростая у южнокорейцев. Опыт они, конечно, будут изучать. Но у них свой колорит, у них свои национальные особенности. Сумеют ли они создать такую атмосферу гостеприимства, посмотрим. Нужно дождаться 2018 года и потом сравнить. В любом случае сочинская Олимпиада заложила новые стандарты и по компактности, и по организации, по всему, что происходило, как во время соревнований, так и за пределами, те же церемонии награждения, когда это превращалось в праздник. Не просто вручили награды на склоне, а в присутствии тысяч людей, все это сопровождалось концертом. Удалось создать ощущение праздника как для спортсменов, так и для болельщиков.

- 7 февраля в России в этом году впервые празднуется праздник зимних видов спорта. Зимние виды спорта после Олимпиады в Сочи стали настолько популярны?

- Зима всегда для нашей страны была интересна. И лыжи, и биатлон сейчас один из самых смотрибельных видов спорта. Хоккей, естественно. О фигурном катании вообще не говорю. Нужно поздравить тренеров, прежде всего, которые после неудачи предыдущей Олимпиады сумели за четыре года подготовить ярких, самобытных фигуристов, которые вернули уважение к российскому фигурному катанию, и самое главное дали результат. Это единственный вид спорта, который оправдал и надежды и дал возможность гордиться и радоваться успехам. Но чтобы интерес не угас, необходимо создавать инфраструктуру. Не зря философы говорят - вы постройте, они придут. Постройте катки, стадионы, лыжные трассы, и придут туда дети, придет радость, придет здоровье нации, и придут результаты. Это совершенно очевидно.
Сегодня задача государства на всех уровнях – подогревать интерес созданием, вовлечением, проведением. Нужна сегодня серьезная программа по созданию инфраструктуры, хотя ситуация не очень простая в экономическом плане, но мы говорим сегодня о том, что спорт стал государственной политикой.
Я этим долго занимался. Нам удалось вывести спорт на уровень отрасли. Мы понимаем, что сегодня единственная альтернатива вызовам улицы, то есть наркомании, детской преступности, алкоголизму – это спорт.
Еще одна проблема XXI века – то, что молодежь и дети живут в виртуальном мире больше, чем ходят по земле. Здесь школьный спорт сможет стать локомотивом, который даст возможность детям получать радость и от общения между собой, и от умения поставить перед собой общие цели и двигаться к ним, представляя школьные команды. Для этого нужно много потрудиться. Молодежь играть в футбол на картофельном поле не будет. Значит, надо создавать современные условия.
Продолжение следует