10 сентября Государственный музей Востока представляет выставку «Образы святынь. Мекка и Медина в памятниках исламского изобразительного искусства».

На выставке будут представлены не известные ранее миниатюры исламских рукописей XVIII-XIX вв. из коллекций Москвы, Казани, Новосибирска и Ялты, а также татарские, индийские и пакистанские шамаили с изображением Мекки и Медины из коллекции Музея Востока, казанских собраний и коллекции Фонда Марджани. Всего будет представлено около сорока предметов.

Выставка покажет своеобразие изобразительной традиции в искусстве Ислама, истоки образов священных городов Мекки и Медины. Изображения Каабы в Мекке появляются, видимо, вскоре после возникновения Ислама (самое раннее датированное изображение относится к XI веку). Чаще всего двухмерные изображения святыни встречаются в миниатюрах рукописей, повествующих о вознесении Пророка Мухаммада (мирадж) или о скитаниях Меджнуна. Одним из ключевых сочинений в развитии этой традиции стал знаменитый текст XV века «Далаил аль-Хайрат» («Доказательства благости…»). Книга, в которой собраны молитвы за Пророка Мухаммада, была написана в середине XV века марокканским суфием Абу Абдаллахом Мухаммадом Сулайманом ал-Джазули и стала чрезвычайно популярна: в мире сейчас насчитывается несколько сотен ее рукописных списков – не считая типографских изданий; а в России рукописей этого сочинения более трех десятков. Является одним из наиболее часто копируемых исламских текстов.

В 30-40-х годах XVIII века под влиянием османской «архитектурной» миниатюры XVI-XVII веков (в том числе под влиянием известных работ миниатюриста Насуха Матракчи) и рукописей Мухъя ад-Дин Лари «Футух ал-харамейн» («Обретение двух святынь»), в которых имелись планы священных городов Ислама, в рукописях «Далаил аль-Хайрат» появляется план-схема Медины, а уже к середине XVIII века к ней добавляется пара – изображение Мекки. Как и почему это произошло – посетители узнают на выставке.

Выставка также расскажет о нескольких традициях в показе исламских святынь в этом сочинении.  Первая относится к изображениям Рауды (Райского сада) и минбара (кафедра в мечети, с которой читается пятничная проповедь) Пророка в Медине (а также могил халифов Абу Бакра и Умара). Этот канон позже найдет продолжение в шамаиле и лубке, а в настоящее время представлен сувенирной продукцией – плакатами, а также объемными изображениями святынь.

Вторая традиция – картографическая: изображение планов-схем священных городов Мекки и Медины в плоскостной проекции или в перспективе. Этот канон имеет свои истоки в османской архитектурной миниатюре XVI в. Именно эта иконографическая схема в «Далаиль ал-хайрат» повлияла на изображения Мекки на османских изразцовых панно и указателях киблы (точно установленного ориентира в сторону священной Каабы), а также на османские и татарские шамаили и религиозные плакаты из других уголков исламского мира.

В дополнение к этому на выставке будет показано влияние европейского рисунка на миниатюры «Далаиль ал-хайрат» и шамаили конца XIX – начала XX веков.

Выставка посвящена 1100-летию принятия Ислама Волжской Булгарией и проводится при поддержке Фонда «История Отечества».