«Русский детектив» – новая премия в области остросюжетной литературы и кино

19 июн. 2020 г. в 12:38
2683
 
«Русский детектив» – новая премия в области остросюжетной литературы и кино

Книжных «детективных» премий не много и не мало. И учредители каждой объясняют смысл подобного начинания тем, что надо повышать статус писателей, работающих в этом жанре. Куда же еще выше? Пока строгие критики с усмешкой называют детективы «одноразовым чтением» и «литературным фастфудом», издательские отделы продаж приводят свои аргументы. Так, группа Эксмо-Аст в конце прошлого года опубликовала любопытные цифры. Оказывается, среди всех книг редакции художественной литературы остросюжетные романы занимают более 50%. Рекордсменом по доходам от реализации который год называют Дарью Донцову. В 2019 году продано более чем 1 млн ее книг. От Дарьи Аркадьевны отстает, но по-прежнему востребована Александра Маринина – приобретено почти 649 тысяч ее детективов. Дальше идут две Татьяны – Полякова и Устинова. И на фоне такого благополучия в России вдруг появляется премия «Русский детектив». О ней мы и поговорили с Сусанной Альпериной, журналистом, продюсером и сопредседателем жюри новой премии.

Zond News: Полное название премии «Премия в области детективной и остросюжетной литературы и кино». Почему?

Сусанна Альперина: Учредить такую премию – совместная идея ВГТРК и группы Эксмо-АСТ. На ВГТРК есть подразделение Цифровое телевидение с каналом Русский детектив. А книжные прилавки заполнены детективами.

И детективные сериалы, и книги востребованы. Зачем же нужна еще и премия?

Татьяна Устинова, например, во время презентации нашей премии на фестивале «Красная площадь» сказала, что жанр детектива у нас как раз не так уж раскручен, как мог бы, и к нему довольно предвзятое отношение.

У зарубежных авторов детективов – свой издательский рейтинг. В нем на передовой позиции Агата Кристи с почти 400 тыс книг.

Но при этом Татьяна Витальевна входит в «топ-двадцатку» самых продаваемых и покупаемых авторов, наряду, например, со Стивеном Кингом. И сериалов по ее книгам много.

В России и правда издается много отечественных детективов. Но давайте честно скажем, что это определенного толка детективы – женские, коммерческие. И сама Устинова в том же выступлении онлайн на «Красной площади», сказала, что в российском детективе не столь важна детективная интрига, как рассказ автора о жизни героев. А вот, например, у меня, как у читателя, душа просит другого детектива – интеллектуального, научно-фантастического, может быть. Такого, какие были у Стругацких, либо исторического, как у братьев Вайнеров.

Почему вы согласились возглавить такое непростое дело?

Организаторы премии скооперировались и пригласили меня в жюри. Возглавлять его – большая ответственность. А согласилась я, потому что с детства люблю детективы. Прочитала невероятное количество: и про Ниро Вульфа, и про Шерлока Холмса, и про других. Начиная с 90-х потом потекла «река» женских детективов. Ими наполнились все книжные магазины нашей страны. И тут уж, скажу честно, я приостановилась, потому что не все они выдерживали сравнение с классикой. Но я смотрю много фильмов и сериалов, и абсолютно согласна с одним из членов жюри, кинокритиком Егором Москвитиным, что «практически в каждом фильме и сериале, независимо от жанра, есть детективная составляющая». Жанр расцветает, имеет большой потенциал. А значит, авторов детективов надо знать, как говорится, в лицо, чтобы понимать, куда и как мы будем двигаться дальше. Мой коллега, который держит руку на пульсе литературного процесса, пока не определен.

Есть кандидатуры?

У «Российской газеты», где я работаю, есть сайт-спутник godliteratury.ru. Возможно, кто-то из его создателей и возглавит жюри. Я предложила несколько кандидатур, с которыми мне было приятно работать. Решаю не я одна. Тут многое зависит от того, есть ли у человека свободное время, возможности, любовь к жанру и так далее. Пока организаторы премии ведут переговоры. Думаю, что скоро объявим их результат.

Самыми известными аналогами российской Премии в области детективной и остросюжетной литературы и кино считаются: американская премия Эдгара Алана По (американцы ее называют просто Алан – по аналогии с Оскаром), английская «Кинжалы», учрежденная Ассоциацией криминальных писателей, и «Ниро» – вручается за лучший американский детектив.

На сайте премии опубликованы лонг-листы по всем номинациям. Списки огромные.

И вот теперь представьте себе, сколько было заявок. Эксперты, очень много работали на первом этапе. И они же будут формировать шорт-лист. А вот победителей назовет жюри, которое вступает в работу после объявления шорт-листа. И я уже предвижу бессонные ночи.

А кто входит в число экспертов?

Состав экспертного совета не всегда принято разглашать. Это несколько человек, авторитетные специалисты, они распределяют между собой работу.

А как быть с тем, что некоторые фамилии есть и в составе жюри, и среди номинантов. Ведь совсем недавно в жюри входили и Донцова, и Устинова, и Маринина, и Корецкий. Сейчас в жюри остались только Маринина и Корецкий. И их же книги есть в номинации Преступление и наказание: детектив года…

Номинаций 10. Голосование по каждой построено так: если кто-то из членов жюри выходит в шорт-лист той или другой номинации, то он не будет в этой номинации голосовать. В других – будет. А этой займутся те, кто в ней не заинтересован.

Многие обратили внимание, что ни в одной из номинаций нет книг Бориса Акунина. А в составе жюри нет его фамилии… А он ведь еще и переводчик, отлично знающий японскую литературу, включая детективную.

Я не могу сказать, почему книг Бориса Акунина нет в лонг-листах номинаций. А его самого – среди членов жюри. Я никого в эти списки не включала. Думаю, что такие решения зависят от множества факторов. От наличия свободного времени, от личных взаимоотношений … Много, всего. Не исключаю, что ему и предлагалось, но он не смог. Тут мы не узнаем, почему и как. Но вошли Маринина и Данил Корецкий.

В Положении о премии сказано, что победители получают призы. И не слова о денежной составляющей.

Ее пока не будет. Посмотрим, как премия пойдет. Вполне возможно, в следующем году будет денежная премия. А пока решено, что победа в номинации «Дебют года» гарантирует публикацию книги в Эксмо. А получившего премию за «Вклад в развитие жанра» наградят специальным призом от Российской государственной библиотеки. За остальные «первые места» получают статуэтки, а второе и третье место – наградные дипломы.

У вас есть какие-то фавориты? На кого бы вы поставили?

Я не могу отвечать на такие вопросы. У меня есть любимые номинации. И это я не скрываю. Среди них «Детский детектив». Дети и, как ни парадоксально, люди старшего возраста – самые лучше сыщики, самые лучшие детективы. Мы это видим и по фильмам, и по книгам. Есть мисс Марпл – женщина элегантного возраста. И про нее сняты фильмы и сериалы. Недавно вышел фильм «Безупречный», где Хью Джекман играет главную роль – коррупционера и директора школы. Его преступление раскрыли школьники. На Apple TV вышел потрясающий детектив «Домой засветло», где клубок интриг распутывает девочка. А если мы возьмем мое детство, когда я зачитывалась и «Кортиком», и «Бронзовой птицей», и «Двумя капитанами», то и тогда уже было видно, что дети – очень хорошие детективы. Мне нравятся и другие номинации. На «Дебют» и «Открытие года» я возлагаю очень большие надежды. Хочется, чтобы прозвучали новые имена.

Кажется, что российские детективы чаще смотрят зрители старшего возраста, а иностранные – молодежь…

Иностранные детективы очень популярны у наших зрителей и читателей. Книга и сериал по ней – нередко идут в одной связке. Наверное, новое поколение лучше знает иностранные детективы и сериалы по ним. Когда я оглашала лонг-лист премии, обратила внимание, что в номинации «Лучший иностранный детектив» есть книга Стюарта Т. Ли «Тайное общество мистера Бенедикта». Сейчас в Голливуде ее экранизируют. И российская десятилетняя звезда Марта Тимофеева получила в фильме одну из главных ролей – Констанс Контрейр. Или новый сериал по детективу Бернара Миньера «Сестры», я его сейчас смотрю. У нас этот фильм фигурирует в списках номинантов. Много пересечений разного рода. Мир детектива и включен в общий культурный контекст, и в то же время – автономен. И его надо изучать.

С 10 июня по 20 августа на сайте LiveLib объявлено читательское голосование премии «Русский детектив». Чтобы принять в нем участие, надо зайти на сайт http://premiya.rudetective.tv/ и кликнуть опцию ГОЛОСОВАТЬ. Победителя объявят в номинации Выбор читателей. Почему отсутствует номинация Выбор зрителей – не понятно. Будем наблюдать, читать и смотреть лучшие детективы, и голосовать за них.