Владимир Оленченко: "США хотят, чтобы во главе государств стояли люди, которые разделяют их взгляды"

28 нояб. 2015 г. в 16:02
1172
 
Владимир Оленченко: "США хотят, чтобы во главе государств стояли люди, которые разделяют их взгляды"

Вчера президент США   Барак Обама  назвал Россию конструктивным партнером в вопросе политического урегулирования сирийского конфликта. На саммите АТЭС американский лидер отметил, что если Москва и Вашингтон смогут выработать общее мнение относительно правительства Башара Асада, то это будет началом большого военного сотрудничества между двумя странами . О перспективах военного сотрудничества между Москвой и Вашингтоном в военной сфере "Вестнику Кавказа" рассказал старший научный сотрудник Центра европейских исследований МГИМО(У) МИД РФ   Владимир Оленченко.

  
- После встречи Владимира Путина и Барака Обамы на полях саммита G20 можно ли говорить о возможности налаживания российско-американских отношений, в частности, о сотрудничестве в сфере борьбы с терроризмом? 
 

- Я обратил внимание, что высказывания Обамы, которые он делает во время заграничных поездок, отличаются от тех, которые он делает внутри своей страны. В США идет межпартийная борьба, когда демократы постоянно оглядываются на республиканцев, а республиканцы постоянно оглядываются на демократов. Помните, выступая в Вашингтоне, Обама сказал, что санкции США порвали в клочья экономику России? Но за рубежом он более мягок, более покладист, может быть, меньше оглядывается на своих соперников. Это первое условие, которое мы должны учитывать.
Второе, что касается конструктивного подхода, то предложения, которые были высказаны в Анталии президентом России, неоднократно высказывались и ранее. Они заключаются в том, что мы выступаем за консолидацию международных сил в борьбе с международным терроризмом. Мы требуем, чтобы эта борьба проводилась в соответствии с уставом ООН, чтобы соблюдался суверенитет государств и международное право. В этом плане трудно спорить с Обамой – подход России конструктивен.
Подвох кроется во второй части фразы – о судьбе Башара Асада. Министр иностранных дел Лавров в Вене неоднократно этот тезис подвергал критике, когда его продвигал госсекретарь США. По мнению Лаврова, получается так, что пока есть Башар Асад, нельзя бороться с терроризмом. Но Асад не является препятствием для борьбы с терроризмом. История показала, что такая постановка вопроса порочна. В качестве примера можно привести ситуацию в Ливии с Муаммаром Каддафи, ситуацию в Ираке с Саддамом Хусейном, когда тоже звучали утверждения о том, что эти люди мешают жизни, а как только они оставят свои посты, сразу наступит благоприятная обстановка для проведения той или иной политики.
США фанатично стремятся к тому, чтобы во главе государств стояли люди, которые разделяют американские взгляды на международную политику и  присутствие Америки в регионе. Башар Асад этого не разделяет, он стоит на позициях национального восприятия ситуации.
То есть заявление Обамы рассчитано на общественное восприятие и не выходит за рамки обычной американской политики в Сирии. 
На днях я смотрел по американскому телевидению интервью с королем Иордании, ему примерно такой же вопрос задали. Он ответил так: "Не я назначал Башара Асада, не мне его и снимать". Постановка вопроса о судьбе Асада уводит от существа вопроса. А существо вопроса заключается в том, что с терроризмом надо бороться консолидировано, не взирая на разные точки зрения на другие вопросы внешней политики.

- Так возможно ли конструктивное сотрудничество России и США в борьбе с террором?

- Политика западных стран уделяет большое внимание внешним аспектам. До недавнего времени США выражали неудовольствие тем, что Россия перешла к активному противодействию террористам в Сирии. Теперь  после переговоров в Анталье, где было принято заявление "двадцатки" по борьбе с терроризмом, Соединенным Штатам  нужно предпринимать какие-то практические шаги. Для этого надо подготовить американское общественно мнение и своих союзников к тому, что они меняют позицию.
Заявление Обамы - первый шаг в корректировке позиции. Обычно они менторским тоном говорят: "Россия здесь хорошо показала себя. Будем смотреть, что дальше. Соответственно будем ее поощрять". Примерно такой подтекст идет. Это обычные такие маневры американской дипломатии, американской внешней политики. Не будем забывать, что представитель Пентагона еще пару дней назад выражал неудовольствие тем, что российские ВКС наносят удары не по тем целям, а сейчас вроде уже как оказалось, что по тем целям, хотя перечень остается их прежним.

- Как долго США могут оставаться благосклонными к сотрудничеству с РФ?

- Россия еще до начала бомбардировок объектов "ИГ" в Сирии предлагала США перейти к более тесному сотрудничеству. Первым пожеланием России был обмен информацией о расположении основных структур, используемых террористами - инфраструктура, лагеря, расположение техники. США уклонились. Второе наше предложение было о том, чтобы координировать вылеты авиации. Речь идет о том, чтобы в небе не находились одновременно и российские и американские самолеты. Воздушное пространство Сирии достаточно узкое, а для нынешних самолетов с их скоростями затруднительно [не пересечься]. Американцы и от этого предложения уклонялись. В конце концов, после нескольких эпизодов, когда самолеты оказались рядом, была достигнута договоренность о взаимном информировании.
Меня поразило то, что после терактов в Париже американцы сказали, что будут снабжать Францию информацией о расположении инфраструктурных объектов террористов в Сирии. То есть получается, что до этого Франция, которая считается одним из союзников США, не получала такой информации.
Хотелось бы, чтобы возобладал здравый смысл и американцы перешли к более тесному сотрудничеству по обмену целями, по координации в воздухе, по координации движения. Это уже значительно облегчит и деятельность российских ВКС, а значит усложнит деятельность террористов и собьет их активность.